Культурный шок. В ивано-Франковске состоялся грандиозный фестиваль

Небольшой западноукраинский региональный центр прошел разговор культуры-лечение в регионах.

На днях в Ивано-Франковске состоялся Международный фестиваль современного искусства ПОРТО-франко вдоль борта ГОГОЛЬFEST. Она объединила известных столичных фестиваля и местных креативную команду.

В результате была беспрецедентной региональной Украина-культурное событие, которое уже более чем 100 мероприятий в направлении театра, музыки, визуального искусства, кино и литературы. Журналист делится впечатлениями участников о самых необычных и запоминающихся событий фестиваля, пишет Алексей Гвоздики № 24 издание 24. июня 2016.

Железная дорога в стиле барокко

В конце вечера, чтобы получить комнату ивано-франковского вокзала, приходится протискиваться сквозь толпу. Кажется, какая-то сцена массовой эвакуации старый фильм о войне. Только у кого-то на руках нет багажа, вместо того, чтобы прощальных возгласов — этапы в праздничный гул, как будто в фойе театра перед премьерой.

Внимание общественности приковано к центру комнаты. Там подиум, вокруг которого держат оцепление добровольцы в черные футболки с названием фестиваля. И без того плотная толпа растет: пожилые дамы платья, и короткие, стриженные молодые спортивные брюки, журналисты с камерами, стильный, студенты, мамы с детьми…

Если серый, кажется, что начинает трещать по швам, волонтеры создают толпу в живой коридор. Терминал взрывается аплодисментами, и на подиум выходят музыканты ивано-франковского камерного оркестра HARMONIA NOBILE. Последним на сцене появляется оперная звезда Лена Белкина — девушка ведет себя спокойно и естественно, как в привычной обстановке концертного зала.

Фото ПОРТО-франко вдоль борта ГОГОЛЬFEST

Лена Белкина сразу не проходят, чтобы дать концерт на железнодорожном вокзале

В момент, когда начинает играть музыка, ошеломляющие. Скрипка и виолончель звучат, как собор, — получается, что ж / д вокзал так же акустика. Голос Белкиной органично вписывается в непривычную среду — комплекс в стиле барокко музыка не подходит даже шум товарного поезда, пробегая мимо станции.

— Я впервые в жизни услышал оперную музыку «живой». Теперь хотелось бы попасть в реальную оперу — никогда не думал, что это так здорово, — делится со мной своими впечатлениями ивано-франковская девушка Мария.

После концерта зрители разные, но я не могу кратко поговорить с Леной Белкиной. В ивано-Франковске он только несколько часов, и его прибытия сюда, — явление необычное. Как объясняют позже организаторы фестиваля, расписание Лена окрашены несколько лет вперед. 27-летняя оперная звезда, детство которой прошло Джанкое, уже несколько лет выступает на оперных сценах Вены, Лейпциге, Токио, Мадрид и другие культурные и капитал.

— Для меня концерт в Ивано-Франковске — это необычный опыт. Причем организаторы схитрили — сначала просто пригласили на фестиваль, и только потом признался, что выступление происходит на вокзале.

— Исходя из вашего опыта, часто ли современная оперная музыка покидает пределы концертных залов и звучит в этом нетрадиционном формате?

— Все виды искусства развивались и стали, opera — не исключение. Сегодня уже мало кого интересует кринолиновые платья и атмосфера позапрошлого века. Таким образом, все больше режиссеры пытаются обновить оперу почти новую аудиторию, за рамки традиции. Хотя все-таки вокзал — это действительно смелый эксперимент.

— Почему не смеет? Что тебя больше всего смущает?

Музыка в стиле барокко были камеры, но здесь было так много народу было непонятно, как принимает искусство неподготовленная аудитория. Тем более, что станция довольно шумное место, где я чувствовал себя, как бы это не помешало выступлению.

И если во время концерта мимо станции проходил товарный поезд, шум не мешает?

— Действительно переехал поезд? Честно говоря, я не заметил, — засмеялся певец.

Децентрализованной деятельности

Одна акция фестиваль начинается с обычной автобусной остановке. Это единственное выразил мероприятие, что не исторический центр. Кроме нескольких счастливчиков журналистов, которые заранее договорились организаторы акции видят случайные пассажиры городской маршрутки.

Суть эксперимента под названием Децентрализации выяснить, как реагируют случайные люди в современной академической музыки в общественном транспорте. Некоторые музыканты Государственного академического печи оркестр Украины сядут в маршрутки, следующие окраину города, и слушают произведения, простой и популярный, разве что одна небольшая горстка ценителей.

Музыкант, с которым я путешествую по городу, играет на кларнете. Высокий парень, темные очки, инструментом в руках значительно выделяется среди других пассажиров, хотя, кажется, что они не уделяют этому внимания. Кларнетист сидя на заднем сиденье, и начинает извлекать ноты. Мы трогаемся на место, и буквально через несколько секунд путешественники начинают оборачиваться, понимая, что происходит что-то странное.

Кларнет, изящно звучание, в какой-то сцене, в замкнутом пространстве маршрутки делает резкий и порой даже неприятный звук. Да и репертуар подобрали, что называется, не для широкой аудитории.

— Ой, конечно надо! — начинает возмущаться пожилая женщина, огонь из небольшой книжки, по-видимому, религиозное содержание. Но тогда женщина стушевывается и далее летит, обижено поджав губы.

Водитель, у кого уже взял интервью на тему отношения современного искусства мириться с происходящим и ситуацию никак прокомментировать. Да и остальные пассажиры, через несколько остановок, кажется, что привыкнуть к необычным звукам.

Фото ПОРТО-франко вдоль борта ГОГОЛЬFEST

Пассажир маршрутки невольно стали зрителями и слушателями фестиваля

В какой-то момент воздух начинает наэлектризовываться. Маршрутка уже отъехала далеко от центра, часть пассажиров вышла, и время, чтобы ввести новый — обитатели спальных районов. Большой человек молча лицом, стоит рядом со мной не довольны сопит, глядя на музыканта и медленно багровеет.

— Вы здесь играете? Почему ты людям мешаешь работать нормально? — срывается он, наконец.

Пытаюсь его успокоить, но это не особый эффект.

— Ты что, оглох? Иди домой играть! Сейчас я тебя приведу здесь! — он распаляется все больше, обращаясь к музыканту.

И тут за музыкант неожиданно вступаются остальные пассажиры маршрутки.

— Это настоящая музыка, и вы должны, что только шансон в маршрутках играет? — повышает голос безобидного вида студент. Этому создает женщина старше:

— Стыдно вам должно быть. Вы что не знаете, что сейчас событие происходит в городе? И еще в Европу хочет! Не нравится — езжай в другой маршрутке.

Огорошенный таким отпором человек замолкает. Остальные пассажиры расслабиться, увидев, что конфликт исчерпан. Но все через остановку нам музыкант, в это время, чтобы пойти. Децентрализация состоялась.

Посетить клетке

Зритель, пришедший на спектакль Собаки будка основатель ГОГОЛЬFEST режиссера Владислава Троицкого, кто первый шок уже до начала спектакля, только войдя в зал. Вместо того, чтобы на театральной сцене украшения вы увидите огромную двухэтажную железную клетку.

В этой клетке играют актеры, там же, — зрительские места. Собака будка — произведение на злобу дня. Здесь голые самые откровенные и нелицеприятные вопросы жизни современной Украины, и на уровне сознания каждого человека.

Первое действие спектакля, не для слабонервных. Зрители сидят на втором этаже клетки, а под металлической сеткой играют актеры. Нижний этаж — что-то среднее между нацистским концлагерем и общежитием из антиутопической литературы. Большая часть актеров, одетый в лохмотья — рабы, которым присматривают несколько надсмотрщиков.

Почти все первое действие, представляет один день из жизни этого концлагеря. Надсмотрщики издеваются над заключенными, пить под звуки российской попсы, заключенных в перерывах между истязаниями поют украинские народные песни. Крики, шумные, нервирующие ситуации, сцены физического насилия… Эмоции не из лучших, противнее всего понимание, что аллегория описывает современного украинского общества, часть которого ты это «клетка» вы чувствуете себя особенно остро.

Второе действие происходит в темноте. Актеры играют на различных музыкальных инструментах, поют и читают монологи разных авторов. После шока, первое действие это почти медитация.

Фото ПОРТО-франко вдоль борта ГОГОЛЬFEST

Собака будка — спектакль, который учит, что за свободу нужно бороться

Действие начинается с того, что потолок клетки более зрителей положил на доски. В полной темноте два актеры готовятся к откидной доски с гвоздями — символические похороны зрителей. Но перед этим дали возможность отказаться от такой судьбы.

— И кто вы? Какие колена? Может, у вас какая-то песня? Возможно, что вы гимн споете? — провоцирует актер, светя фонариком через стол.

Зрители тихо. На помощь приходят другие актеры, которые начинают петь украинский гимн. В темном зале звучит мощно, но совсем без пафоса.

На самом деле, это основной вопрос пьесы способны ли вы что-то сами сделать, или вы спокойно сидеть, пассивно глядя на свою жизнь

Влад Троицкий, режиссер

— Как правило, эти моменты в других городах Украины зрители начинают петь — ждем реакции аудитории, — сказал Троицкий после спектакля. — На гастролях во Франции был случай, когда зрители начали выбивать столы и пели Марсельезу. На самом деле, это основной вопрос пьесы способны ли вы что-то сами сделать, или вы спокойно сидеть, пассивно глядя на свою жизнь.

— Так нужно было со зрителями заранее попробуй сделать — шутит кто-то из зала.

К свободе надо быть готовым всегда…

Возможность развития

Здание Ивано-Франковской управление — это громоздкие серые советские здания, сооружения, как комод, — точная копия своих собратьев в других областных центрах.

Общая архитектура площади перед этого здания выдержана в той же строгих тонах. В правой части области жилой дом, стены которого выбивается из общей картины светлое пятно. Это работа, Дима Микитенко, художник, который в прошлом году выиграл приз лондонская галерея современного искусства Саатчи.

Абстрактные цветные фигуры, кажется, малопонятно, но интересно. Мурал возле администрации — один из четырех, созданных во время фестиваля в Ивано-Франковске. (Местные тележурналисты провели опрос жителей.

— Вам нравится то, что роспись этой стены?

— Да. Больше бы таких в городе, отвечает, одетый в такой же яркий, как на стене, цвет студент.

— Я не считаю, что это искусство. Здесь непонятно вообще что такое», — говорит женщина в деловом костюме.

— Я не понимаю, что здесь нарисованы, но уж лучше так, чем просто серая стена», смеется подвыпивший мужичок.

Подслушиваю ответы. Два десятка респондентов большая часть искусства относится положительно. Хотя немало и тех, кто категорически не согласен с подобный «вандализм».

— Есть ли в нашей стране вообще очень плохо разбираются в культуре. Современного визуального искусства — то же самое. Следовательно, никто не ожидал, что все население небольшое Ивано-Франковска довольно эти картины. С другой стороны, это город, который выбрал европейское направление развития. И продвижения их в этом направлении, современного искусства, является обязательным элементом, — говорит куратор визуальной программы ПОРТО-франко вдоль борта ГОГОЛЬFEST Даша Кольцова.

— Но почему поставить современного искусства для людей, большинство которых ей и не буду понимать?

— Когда-то это шоковая терапия. Люди видят, что это в принципе возможно. И местные художники обращаются ко мне с благодарностью и говорят, что после таких, условно говоря, «радикальные» эксперименты, им легче продвигать в этом городе что-то новое.

***

Этот материал опубликован в № 24 журнала Корреспондент от 24 июня 2016. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net сможете ознакомиться здесь.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.