Насилие и секс: шокирующее искусство Древнего РимаСюжет

Произведения искусства, которые мы считаем шокирующими и эротичными или жестокими, в древнем Риме были вполне приемлемыми.

Жителям древнего Рима нравилось искусство, полон насилия и секса. Некоторые объекты культуры эпохи могут показаться нам полна пошлости и жестокости, но римляне, возможно, смотрели на них другими глазами, пишет BBC Culture.

XVIII века была по-настоящему хороший археологи. Именно тогда были обнаружены остатки Помпей и Геркуланума — римских городов, погибших при извержении вулкана Везувий в 79 г. pkr. Есть только одна Вилла папирусов возле Геркуланума разница между 1750 и 1761 года. под слоя пепла откопали 85 античных скульптур.

Но произошли и в неловкие моменты. Представьте себе, как должны были себя члены поисковой партии весной 1752 году, откапывая в присутствии правителя Неаполитанского королевства Карла VII наиболее скандально известных, найденных на вилле скульптур. Вырезанная цельного куска итальянского мрамора, она представляла собой бога плодородия и скотоводства Пана, кто любовь козой.

Правой рукой Пан крепко держит козу за клочковатую бороду, притягивая голову животного к себе и заглядывая ему прямо в глаза. Короля такая откровенная находка, мягко говоря, в замешательстве.

В отличие от большинства предметов, которые были найдены XVIII века в руинах Помпей и Геркуланума, эту скульптуру спрятали от общественности. Взглянуть на нее можно было только с разрешения монарха. Однако, кроме того, ужас находка вызвала и любопытство. Слух и неприличной скульптуре распространилась по всей Европе, и она быстро превратилась в объект паломничества, английский, совершавших Гран-тур (обязательные среде европейской аристократии образование-путешествия).

Британский скульптор того времени Джозеф Ноллекенс памяти воссозданы скульптуры в виде терракотовой реплики, хотя в его исполнении пучеглазая коза скорее поражены вниманием Пана, в то же время, если животное роман оригинал выглядит почти покорной.

Один из античных штук — статуя бога пастушества и скотоводства Пана с козой, были обнаружены на руинах Геркуланума в 1752 году

Сами не зная об этом, Ноллекенс подчеркнул в своей следующей аспекты похотливости и сексуального насилия, хотя оригинал мог казаться римлянами гораздо менее вызывающим. Различные культуры по-разному воспринимают одни и те же явления. Произведения искусства, которые мы считаем шокирующе эротичными или жестокими, в древнем Риме были вполне приемлемыми.

В наше время скульптура Пана с козой вновь вызывает публики учащенный пульс. Как правило, ее можно увидеть в Секретном кабинете Национального археологического музея Неаполя, вместе с рядом других эротических образцов римского искусства. В то время как в 2013 Паны во время взаймы лондонскому Британскому музею, выставка «Жизнь и смерть в Помпеях и Геркулануме». Неприметная табличка вход предупредил посетителей о том, что выставка «включает материалы откровенного содержания».

Зловещие сады

В настоящее время существует большой соблазн определить скандальную находку в категорию эротики низкого пошиба, но мы не спешим. На вилле папирусов хранилась также и библиотека из сотни свитков. Вероятно, владелец скульптуры был образованным и начитанным.

Конечно, можно предположить, что при всей утонченности хозяина виллы ему доставляло удовольствие шокировать гостей непристойностями. Но даже при поверхностном ознакомлении с древнеримским бытом становится очевидным, что такого объяснения не достаточно. В наше время люди частенько расставляют у себя в саду декоративные фигурки гномов. А римляне предпочитали более сексуальные и кровожадные образы. В то же в выставке Британского музее демонстрировались две мраморные скульптуры безупречного исполнения — пара ревущих от ужаса оленей, осаждаемых рычащими охотничьими псами. Собаки грызут уши жертв, впиваясь когтями глубоко в оленью плоть.

Типичный образец жестокости в древнеримском искусстве, датируемый 1-79 лет. нашей эры и найдены в Геркулануме: два оленя, который нападает стая собак

Хотя непристойности в этих скульптурах нет, они, тем не менее, представляют собой весьма жестокое зрелище. И, несмотря на то, что бесспорное мастерство ваятеля, по нынешним стандартам, как тревожащие воображение сцены могут показаться совершенно соответствующие, как садовые украшения. Как и стоявшая на выставке в том же зале мраморная статуэтка подвыпившего пузатого Геракла около себя отвести.

Но римлянам такого рода искусство было по вкусу. Одна из моих любимых древнеримских скульптур — бородатый сатир Марсий, связанные с дерево-и ожидает страшное наказание. На него собираются содрать кожу за дерзкий вызов на музыкальный поединок, брошенный богу Аполлону. До нашего времени сохранилось несколько статуй, изображающих эту сцену — в том числе вырезать мрамор розовый в полоску, цвета, чья кожа бегут муравьи. Так и представляешь себе кровавую плоть, которую вот-вот обнажит нож палача.

Один из немногих сохранившихся статуи сатира Марсия, привязанного дерева. Проиграв музыкальное состязание Аполлону, Марсий был приговорен к смерти через сдирание кожи

Похожие чувства вызывает и известная мраморная скульптурная группа «Лаокоон», обнаруженная в Риме и помещенная во двор ватиканского дворца Бельведер Папой Юлием II в 1506 a Искаженные от страданий лица троянского жреца Лаокоона и двух его сыновей, их бьющиеся в судорогах конечности, обвиваемые быстрым, как молния, морские змеи, не одно столетие преследуют воображение западного человека. Эта скульптура вдохновила бесчисленное количество художников и писателей — от Микеланджело до Диккенса.

Мраморная статуэтка, датируемая 1-79 лет. нашей эры, изображает Геракла в неприглядной сцене мочеиспускания после попойки

Не удивительно, что древние римляне, почитавшие служение государству и авторитет власти за великие добродетели, одновременно тяготели к проявлению первобытных инстинктов в искусстве. В конце концов, устраивавшиеся ими гладиаторские игры, в которых принимали участие дикие звери и осужденные преступники, было то, как вариант ритуал человеческих жертвоприношений. Древний Рим представлял собой любопытную смесь цивилизованности и варварства.

Скандальная скульптура

Как видно из примера скульптуры Пана и козы, секс играл в римской культуры не менее важна, чем насилие. Несколько лет назад, о том, что Би-би-си документальный сериал под названием «Сокровища древнего Рима», я посетил раскопки Помпей. Тот факт, что один из городских борделей красовались откровенно эротические фрески, меня не особо удивило, но мне показалось странным, что многие здания украшены табличками с изображением эрегированного полового члена.

Мраморная скульптурная группа, которая троянского жреца Лаокоона и двух его сыновей, тщетно пытаясь освободиться от удушающих объятий морских змей, которых они наслал Посейдон

Одного из первоначальных теорий, эти пластины показали дорогу до ближайшего публичного дома, что в Помпеях было достаточно — по некоторым оценкам, не менее 35 предприятий города, где проживает около 12 000 человек. Но теперь большинство исследователей склоняется к тому, что фаллический символ играл во времена античности роль своеобразного амулета, оберега от злых сил.

Эта версия объясняет и распространенность фаллоса в других контекстах древнеримской культуры: на выставке Британского музея, например, один из экспонатов был любопытный предмет, известный как тинтиннабулум — крылатый фаллос, снабженный своим фаллосом, а также львиными лапами и хвостом, подвешенными к конечностям пять часов. Хотя этот тинтиннабулум обнаружили в Помпеях, он, вероятно, не будет слишком неуместным в дополнение к обстановке на Вилле папирусов в Геркулануме, позвякивающим в саду от дуновений ветра, в то время как посетители видят скульптура Пана, кто заниматься сексом с козой.

Тинтиннабулум представляет собой крылатый фаллос с лапами льва и связана с тем, часы

Такие выставки, как «Жизнь и смерть в Помпеях и Геркулануме», вызывают у нас волнующее чувство близости к нашим античным предкам. Бронзовый бюст римского банкира сделаны настолько важным, что, кажется, можно уловить черты на рисунке. В костяном сосуде до сих пор сохранились остатки розового пигмента, который, возможно, нам неизвестный римская матрона использовала раз, когда румянец.

Но стоит взглянуть на произведения, как Пана с козой, и старый мир вновь отодвигается во тьму веков, и разделяют наши цивилизации два тысячелетия превращаются в непреодолимую пропасть. Мы никогда не сможем до конца понять, какое впечатление эта скульптура производила более чем римляне. Может быть, то, что мы воспринимаем как разврат и насилие, вызывало у них смех судороги. Единственное, что можно с уверенностью сказать, отношения в древнем риме секс и насилие, радикально отличалось наше.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.