
В Киeвe, нa тeрритoрии ВДНX oткрылся уникaльный музeй – Universum guitars. Oн eдинствeнный в Вoстoчнoй Eврoпe и oдин изо вoсьми в мирe. Рядом этoм eщe и oдин с сaмыx бoльшиx – в музee прeдстaвлeнo oкoлo трexсoт гитaр рaзныx врeмeн, мoдeлeй, брeндoв и стрaн. Здeсь мoжнo встрeтить инструмeнт, нa кoтoрoм игрaли eщe вo врeмeнa вeликиx блюзмeнoв. A тaкжe пoсмoтрeть и услышaть, кaк звучaт вживую мoдeли элeктрoгитaр, нa кoтoрыx игрaли The Beatles, Led Zeppelin и дaжe звeзды сoвeтскoй эстрaды и русскoгo рoкa.
Спeциaльнo интересах Vesti.ua oргaнизaтoр этoгo прoстрaнствa Universum guitars и влaдeлeц этoй кoллeкции Aлeксaндр Дoрoшeнкo устрoил экскурсию, a нaшим гидoм стaл музыкaнт и экскурсoвoд Никoлaй Ульянoв. Oн рaсскaзaл нaм, пoчeму сoвeтскиe гитaры нe прeднaзнaчeны в целях музыки и oткудa нa ниx пoявились клaвиши oт нaстoльныx лaмп. A тaкжe рaскрыл сeкрeты, пoчeму гитaры тoй фирмы, нa кoтoрoй игрaли The Beatles, рaскупaлись плoxo, a любимую мaрку гитaристa Led Zeppelin – рaзмeтaли.
Нa xoрoшую гитaру нужнo былo кoпить гoд
Oднa изо сaмыx бoльшиx экспoзиций в этoм музee пoсвящeнa сoвeтским гитaрaм, нa кoтoрыx были сыгрaны xиты, вызывaющиe сeйчaс у мнoгиx приступы нoстaльгии. Нeкoтoрыe изо этиx стeндoв смoтрятся яркo и прaздничнo, кaк нoвoгoдняя eлкa, другиe – кaк-тo стрaннoвaтo, пoтoму чтo нeпoнятнo, кaк мoжнo вooбщe за примером далеко ходить не надо в руки и выйти нa сцeну сo «сквoрeчникoм», нa кoтoрый нaтянуты струны. Нo eсли внeшний конструкция вызывaeт прoстo нeдoумeниe, тo вeс – сeрьeзныe вoпрoсы: кaк музыкaнт мoг выдeржaть xoтя бы чaс кoнцeртa с тaким инструмeнтoм в рукax? Всe этo сoвeтскиe гитaры, кoтoрыe штaмпoвaли, нe думaя o тex, ктo будeт нa ниx игрaть. Xoтя были и уникaльныe элитныe сeрии. Дaжe прoстo глядючи нa oдну из тaкиx гитaр, пoнимaeшь, чтo ee нe стыднo дaть в щипанцы виртуoзу.
В СССР пo стaтистикe был кaк самое (меньшее миллиoн чeлoвeк, игрaющиx нa гитaрax. Этo oчeнь мнoгo и впoлнe дoстaтoчнo для того тoгo, чтoбы нaлaдить выхлопная труба этиx инструмeнтoв с целью прoфeссиoнaлoв. «Oднaкo прaвитeльствo стрaны тaк нe считaлo. Им вaжнo былo, чтoбы нa зaвoдax дeлaлись xoрoшиe тaнки и aвтoмaты. Xoтя с экoнoмичeскoй тoчки зрeния этo былo бoлee, чeм oпрaвдaнo. Пo всeй видимoсти, прoстo нe xoтeли рaзвивaть пoлнoцeннo эту индустрию. Пoэтoму и кaчeствo сoвeтскиx гитaр былo, кaк прaвилo, низкoe«, – гoвoрит экскурсoвoд и музыкaнт Никoлaй Ульянoв.
Гитaры бeлoрусскoгo прoизвoдствa
Всe тoпoвыe сoвeтскиe ВИA прeдпoчитaли игрaть нa импoртныx инструмeнтax, кoтoрыe мoжнo былo дoстaть. Вeдь отломать xoрoшую чexoслoвaцкую Jolana то есть (т. е.) гэдээрoвскую Musima былo нe тaк прoстo. Eщe слoжнee былo расхватать aмeрикaнскую. Слoжнoсть сoстoялa нe тoлькo в тoм, чтo пo идeoлoгичeским и экoнoмичeским причинax тaкиx инструмeнтoв в сoвeтскиx мaгaзинax прoстo нe мoглo водиться, нo и в тoм, чтo иx цeнa былa дoступнa дaлeкo нe кaждoму. Цeнa aмeрикaнскoй гитaры в тe врeмeнa былa oкoлo 5 тысяч рублeй, в тo врeмя кaк xoрoшaя чeшскaя может ли быть нeмeцкaя элeктрoгитaры стoили oт 600 дo тысячи рублeй. Рядом этoм срeдняя зaрплaтa пo стрaнe былa символически вышe 100 рублeй. Прaвдa, пoпулярныe ВИA и сoльныe испoлнитeли, a тaкжe рeстoрaнныe музыкaнты зарабатывали стократ больше.
Одна с моделей Fender, которая пользуется самой изрядный популярностью у рок-гитаристов
Популярно точно, что классическая участь-гитара Fender была у Андрея Макаревича, и возлюбленный был чуть ли приставки не- первым в СССР обладателем такого уникального пользу кого музыкантов того времени инструмента. При всем желании угодить моим критикам она не была сделана ровно по спецзаказу – обычная шестиструнка, выпущенная с конвейера. Манером) же «американец» был у создателя и лидера группы «Песняры» Владимира Мулявина. После, в восьмидесятые, якобы такой же инструмент был всё ещё у Юрия Антонова – одного с самых богатых авторов и исполнителей в оный период. Остальные ТОП-20 ансамблей Хомикус советикус – «Цветы», «Ялла», «Самоцветы», «Веселые ребята» играли держи немецких, чехословацких и болгарских гитарах.
Советские гитары делали сталелитейные заводы
Советские но инструменты, в подавляющем своем большинстве, предназначались интересах любительских ВИА, которые были под при каждом заводе, воинской части либо институте. Но быть этом большинство советских гитар непринужденно не были предназначены с целью музыки, потому фигли их сделали людской), не имеющие никакого связи к этой профессии и к династиям мастеров, в частности. Подавляющая фабрик музыкальных инструментов, делающих гитары, были открыты присутствие всяких металлургических комбинатах, сталелитейных заводах и подобных предприятиях, в таком случае есть заведениях, которые безлюдный (=малолюдный) имели прямого взаимоотношения к музыке и инструментам. То правда, были и исключения. Примем, львовские гитары делали возле фабрике, выпускавшей народные инструменты. Они и котировались крошечку выше, чем оставшиеся.
Однако самой известной гитарной маркой в Советское государство был «Урал». Их выпускала Свердловская завод клавишных инструментов. Такая имя была продиктована тем, что-то эти гитары делались самым большим тиражом в Союзе. Притом «Урал» – это их неофициальное заголовок, которое пошло с названия фабрики. В самом деле, названия гитар звучат стоит только скучно и по-совковому: «Тип 422-1977» (набор цифр менялся).
Гитары завода «Яик» — краяняя направо переделка гитары YAMAHA
Сверх того этого, дизайн гитар много раз копировался с американских неужели европейских и даже японских гитар. Добро бы в отдельных редких случаях советская усовершенствование была лучше оригинала. Скажем так, некоторые модели «Урала» были сделаны сообразно образу и подобию японских Yamaha. Да советские мастера изменили проектирование, и инструмент стал паче функциональным. У японской гитары внизу в деке был немаленький «рог». Из-из-за него музыканту было стеснительно перемещать руку сообразно грифу – чем ближе к деке, тем неудобнее. Советские мастера переместили нынешний «рог» зеркально вира, и гитара стала паче удобна в обращении.
Однако это один изо немногих случаев, в отдельных случаях советская индустрия сделала будто-то хорошее и полезное угоду кому) музыканта.
Гитары с клавишами ото пылесосов и настольных ламп
Когда-когда по распоряжению чиновников делалось, превратно, нечто бессмысленное. В частности, в музее есть одна с первых советских электрогитар, выпущенная в пятидесятые годы. Своей формой симпатия похожа на «ионику» образца восьмидесятых годов, так со струнами. Лакомиться старые фотографии, идеже улыбающиеся советские граждане позируют с сим инструментов, взяв его в пакши, как традиционную гитару, малограмотный подозревая, насколько идиотски выглядят.
Одна изо первых советских электрогитар
Битва в том, что бери этом инструменте играют, положив его для колени или специальную подставку. И плеск из него извлекается чуток по-другому. Одной рукой прижимаются струны, а в другой породы руке – металлический «лопатка», которым музыкант водит за струнам. Звук как видим совсем не в таком роде, как у классический гитары. По части словам экскурсовода и музыканта Николая Ульянова, нынешний инструмент был в тетя времена выпущен большим тиражом, а спросом он поголовно не пользовался и, наравне правило, залеживался получай полках магазинов.
«Ми кажется, что дьявол все-таки таковой судьбы не заслуживает. Сделан возлюбленный достаточно качественно, так ему совершенно далеко не было тогда найдено использование. Сейчас к нему появился ориентация у музыкантов, которые любят проводить эксперименты со звуком. Однако это интерес неважный (=маловажный) массовый. Однако в цене данный инструмент сейчас растет с-за его редкости и давности производства«, – говорит Никаха Ульянов.
Советская цыганское сердце с фосфорными клавишами через лампы
СССР и не вполне Чехословакия не были готовы разом удовлетворить спрос сверху электрогитары. Поэтому неотложно первые серии выглядят один абсурдно и смешно. Акт в том, что всех необходимых комплектующих с целью таких инструментов до сей поры не было в стране, благодаря этому гитару собирали с того, что было. Как например, на чешских «электриках» использовались включатели через пылесосов, а на одесских – фосфорные фортепьяно, которые, судя по мнению небольшому размеру, использовались ровно включатели света в доме либо — либо в настольных лампах.
Чехословацкая фендер с клавишами от пылесоса
Прощальная лот гитар от директора одесской фабрики
Да и то есть среди советских гитар соответственно-настоящему уникальные и весть хорошие. В частности, в музее представлен безгранично редкий экспонат – шестиструнка марки «Одесса». Таких инструментов в пятидесятые годы ХХ века было выпущено лишь десять. Как рассказал нам Никола Ульянов, одесская предприятие специализировалась на народных и оркестровых инструментах. Ранее уходом на пенсию их заправила решил выпустить партию гитар высокого качества, в надежде оставить таким образом о себя память. Однако держи данный момент, идеже находятся остальные девять – тайна.
Внешне гитары «Жемчужина Черноморья» похожи на немецкие и американские акустические гитары Martin: они имеют характерную форму восьмерки, а равно как затемненную полосу в соответствии с всему контуру деки. Не отличить инструменты, но американского производства, были у многих звезд блюза и провидение-н-ролла – от Билла Хейли и Би Би Кинга, прежде Эрика Клэптона и Брайана Сетцера. Хотя, все они играли получай разных, но наружно похожих марках. Получи и распишись гитаре же «Жемчужина Черноморья» играл Леонид Утесов. Да и то нет подтверждения, зачем именно на пирушка, которая сейчас висит в музее.
Одна изо десяти гитар «Одесса-мама» на которой был в состоянии играть Утесов
«В массовом сознании Утесов был певцом и руководителем оркестра. Да он, кроме сего, был еще мультиинструменталистом и играл возьми многих инструментах«, – рассказывает Ульянов.
Остров музыкальных мастеров
В так время как США развивали массовое бизнес гитар, не чуть СССР, но и приблизительно весь соцлагерь с разной степенью желания пытался подоспеть за ними. Хоть бы, в Германии еще вплоть до разделения на ФРГ и ГДР были домашние музыкальные мастеровые устои и династии. Та но фабрика музыкальных инструментов Musima, появившаяся в 1952 году, была создана в городе Маркнойкирхен, входившего держи тот момент в совокупность ГДР.
Немецкая инструмент старого образца
Его впору назвать городом музыкальных мастеров, потому фабрика, на которой производили гитары, была открыта сверху базе нескольких частных мастерских, существовавших (до) до начала Следующий Мировой войны. Численность населения сего города последние 100 полет находится в одних и тех но пределах – 6,5-7,5 тысяч люда. Большинство из них были сотрудниками фабрики, а истечении (года) того, как ее закрыли в 2004 году с-за банкротства, народонаселение города без работы отнюдь не остались, ведь на этом месте находится также хорошо известная фабрика в области производству валторн Hans Hoyer.
Личный разговор – это великие моголы немецких мастеров Посвященный Марсу, делающих акустические гитары. Другой раз один из потомков семьи переехал с Германии в США, Новый свет встретила его т. е. гуру. На гитарах этой марки играли и играют Благородный предводитель Клэптон, Стинг, Элвис Пресли, Бадди Дубрава и Марк Нопфлер.
Рокерский кунштюк с разбитыми гитарами
Жеребий-музыканты внесли в приманка выступления элемент ток-шоу, который стал одним с трендовых – разбивание гитары нате сцене. Одним изо самых известных «ломателей» инструментов держи сцене является гитарист Deep Purple Ричи Блэкмор. В историю ток-шоу-бизнеса вошел случай, когда Блэкмор умереть и не встать время концерта в Калифорнии разбил телеоператору камеру своей гитарой, только вдребезги разлетелась малограмотный только техника, а и инструмент. Несмотря нате его астеническое придумывание, гитары он разбивал многократно и быстро.
Как объяснил Vesti.ua гид Ульянов, у Блэкмора и его стейджмейкеров была одна проделка. Как правило, ломая орган, он разлетается в первую хронология в том месте, идеже гриф прикручен к деке. Сие самое слабое страна. После шоу техники группы собирали и старый и малый разбитые гитары, а Блэкмор неоднократно разносил по одну каплю штук за отправление, и на следующий понедельник уже вкручивали новые болты и шурупы, с тем Ричи на концерте еще раз их разбил и около этом не зверски заморачивался.
Зачинатель историко-культурного музыкального центра Universum museum, а в свой черед владелец гитарного брэнда Universum guitars Алекса Дорошенко отмечает, что-нибудь для людей, которые делают гитары, подобные перфомансы музыкантов неприятны.
«Как-то болгарский музыкант Христо Кирилов, которого называют «несравненный гитарой Болгарии», обратился ко ми с предложением сделать гитару с заранее обдуманным намерением для его будущего клипа. Только особенность заказа состояла в волюм, что в конце сего видео он разбивает аппарат. Мне это совет настолько пришлось маловыгодный по душе, что такое? я сказал ему: однова ты так относишься к инструменту, с через которого ты передаешь людям приманка мысли и переживания, так мы с тобой, полагать), прекратим общаться. А после время он ми прислал ссылку возьми клип и написал, фигли рука у него любое-таки не поднялась справиться инструмент. Я посмотрел видеоклип, но в конце спирт вместе с гитарой сиганул в баптистерий, что для инструмента далеко не менее убийственно. Таково что общение с ним наша сестра прекратили«, – говорит Шурик Дорошенко.
Секрет Джимми Хендрикса
Самый религиозный гитарист Джимми Хендрикс вошел в историю приставки не- только своей техничностью. Ценители отмечают, фигли его инструмент звучал малограмотный так, как у других музыкантов. Причина, по словам Ульянова, заключался в томище, что Хендрикс левачка.
«В шестидесятые, да и через некоторое время гитары специально исполнение) левшей не делались. В рассуждении сего Хендрикс, перекладывая прибор в другую руку, вынужден был транспонировать струны. Из сего, невольно, и получилась «карта». На акустической гитаре сие бы никак никак не отразилось. А вот получи электрогитаре – да. Бери ней установлено лещадь струнами на деке порядочно датчиков, которые реагируют для вибрации струн – одни с них они луч приглушают, другие – усиливают. И сии датчики никак безграмотный смещаются. При перевороте экой гитары получается, почто эти датчики начинают множить и приглушать вибрации других струн. Во вам и причина оригинального звучания«, – делится с нами гид.
В духе гитара становится брендовой
Уплетать в музее «уголок The Beatles» – в нем находится три гитары, которые Водан в один похожи получи инструменты Леннона, МакКартни и Харрисона. Предметно эти экспонаты «битлы» в руках никак не держали, но сие те самые модели, тех но лет, когда существовала «ливерпульская четверня». Это инструменты американской марки Rickenbacker. Что правда, это не непревзойденный бренд, который им нравился. Казалось бы, учитывая сверхпопулярность «Битлов», модели гитар, держи которых играли кумиры десятков миллионов должны разлетаться, (то) есть горячие пирожки. При всем при том на продажах Rickenbacker оный факт, что нате их инструментах играет самая популярная (товарищей), почти никак мало-: неграмотный сказался.
«Битлы» отнюдь не были виртуозными музыкантами – они прекрасные мелодисты и боги дневник. Профессионалы следили ради тем, на нежели и как они записали ненадеванный альбом, потому почему в этом они были новаторы. А вона на чем они играют, другим музыкантам было окончательно все равно. Тем побольше что для календарь своих песен они периодично приглашали кого-так со стороны. Вот хоть, чтобы сыграть отдельные сольные партии Джордж Харрисон звал нате студию Эрика Клэптона. Того эта марка без- имела сверхпопулярности«, – говорит Ульянов.
Мебель гитар The Beatles (подобные модели)
Объединение словам Николая, популярным балалайка делает хитовая руна и музыкант, который первым ее исполнил. Самая яркая регесты, когда песня и название гитариста-виртуоза стали причиной массовой продажи, связана с музыкантом группы Led Zeppelin Джимми Пейджем. Панегирик идет об одной изо самых культовых баллад в истории безграмотный только рока, да и всей музыки в целом – Stairway to Heaven. И мастерство не только в первых местах в музыкальных чартах. В музыкальных магазинах кажинный второй гитарист, садясь обначить инструмент, начинал фальшивить «Лестницу в небо».
Получай концерте Джимми Пейдж играл ее нате гитаре Gibson с двойным грифом, так чтоб, не теряя времени, с 12-струнки перевалить на шестиструнку и отыграть соло. В студии а эта песня была бесстрастно сыграна частями получи и распишись разных гитарах, так соло – на Gibson Les Paul Artisan. В результате то-то и оно эту модель ринулись искупать другие гитаристы, и возлюбленная превратилась в одну изо классических, или традиционных моделей во (избежание рок-музыканта вровень с Fender Telecaster. Тем сильнее что на подобной модели играли а ещё Эрик Клэптон и Кейт Ричардс изо Rolling Stones.
Иным часом время гитары закончится
Пройдя до выставке гитар и не присаживаясь рядом с инструментами, сверху которых расписались такие великие музыканты, как бы Би Би Кинг, Стив Вай и Томми Эммануэль, возникают философские вопросы: вследствие чего этот инструмент стал настоль культовым и может ли его всеобъемлюще заменить какой-либо иной.
Гитара с автографом Стива Вая
Объединение мнению нашего гида Николая Ульяненко, если бы появляется музей какого-либо инструмента, так это уже про него тревожный звоночек. Знать, постепенно он становится историей, и сделано появилась ему воздаяние.
«Тому, что бренчалка стала таким популярным инструментом, уплетать несколько объяснений. Возьми ней можно выступать как основную тему, неведомо зачем и соло. Такое как я погляжу далеко не с каждым инструментом. И тогда главный конкурент гитары – фортепиано. Хотя тут включаются факторы комфорт, поскольку ездить бери гастроли со своей гитарой не в пример (куда) удобнее«, – говорит Ульянов.
Только хуже для инструмента в таком случае, что сегодня популярны музыкальные жанры, которые невыгодный требуют гитарных партий. В первую очередь это был диджейский плита, теперь вообще получай смену всем музыкальным инструментам приходит писюшник. Новое поколение ставит себя нужные программы, и ранее целиком сами пишут на себя музыку. Маловыгодный владея ни одним инструментом, они могут накропать полноценную композицию угоду кому) целой группы. Вдобавок, в интернете есть ленинка битов, которые не возбраняется взять бесплатно угоду кому) своей композиции аль купить. Торговля битами к творческих людей стала в достаточной мере прибыльным делом. Многие рэперы безвыгодный всегда сами придумывают сии звуки и ритмические «музыкальные рисунки», которые слушателю забираются в голову и остаются тамо надолго.
Безусловно, ни (чуточки из музыки цыганское сердце не исчезнет, а лидирующие позиции сейчас теряет. Правда, групп, которые играют разного плана гитарную музыку, до этого часа предостаточно. Например, Алексаха Дорошенко говорит, фигли в 2016 году, подчас только появился его гитарный бренд, фортуна-легенда Элис Купер заказал у него на своего тура гитары. А в 2019-м Оззи Осборн хотел, с намерением ему сделали 45 гитар. Однако, к сожалению, сроки были ограничены, а тоннаж большой, поэтому пришлось поступиться.