Фото zbruc.eu
Во вторник Арсений Яценюк с министрами отчитается перед Радой.
Главный вопрос — как парламент воспримет отчет, и что после этого будет с правительством. Вариантов два: Верховная Рада признает отчет удовлетворительным или нет.
В первом случае правительство сможет продолжить работу. На заседании 10 февраля Кабмин утвердил программу действий правительства на 2016 год. По словам премьера, в ее основе — «379 очень конкретных предметных решений, которые должен принять Кабмин вместе с парламентом».
Во втором случае парламент вправе принять резолюцию о недоверии Кабинету министров. Это чревато распадом коалиции и перевыборами.
«У премьера два пути: или договориться с фракциями, которые поддержат новую программу действий правительства, или осознать, что кроме парламентского кризиса существует кризис доверия общества к премьеру Яценюку», — обозначил возможные варианты развития событий глава фракции БПП Юрий Луценко.
Во многом все будет зависеть от того, как пройдет встреча премьера с фракцией «БПП», которая должна состояться накануне.
Несмотря на то, что судьба премьера и министров больше все-таки зависит от политических «договорняков», чем от реальных результатов работы Кабмина, «Экономическая правда» обращает внимание на то, чего добилось правительство за это время, и были ли, собственно, реформы.
УРЯД «ДРУГОГО ПРИШЕСТЯ». ЩО ВОНИ ЗРОБИЛИ У 2015 РОЦІ
Реформы затерялись в бумажках
С реформами пока сложно. Правительство верно традициям: сначала заявляет о готовности к изменениям, а потом объясняет, почему не может этого сделать.
На словах реформы идут по шести документам: меморандуму с МВФ, соглашению об ассоциации с ЕС, коалиционному соглашению, «Стратегии-2020», программе действий правительства и плану законодательного обеспечения реформ.
На днях глава Минфина Наталья Яресько анонсировала появление нового акта: правительство работает над дорожной картой реформ, о которой договорились президентом Петром Порошенко и главой МВФ Кристиной Лагард.
Большинство реформ — здравоохранение, образование, финансовый сектор — «зависло» на бумажном этапе. В лучшем случае законопроекты внесены в парламент, но их не рассматривают депутаты. В худшем — необходимые акты «зависли» в правительстве, как реформа управления госсобственностью.
Как следует из отчета Национального совета реформ, ощущение украинцами реформ низкое. Самой заметной украинцы считают реформу в сфере обороны. При этом население не видит изменений в судебной системе и здравоохранении.
В отчете множество спорных достижений. Так, Минэнергоугля гордится диверсификацией поставок и снижением зависимости от российского газа.
«Да, выросли поставки газа из Европы и уменьшились с РФ. Однако это случилось не за счет усилий профильного министерства, а по объективным причинам — на фоне тотального сокращения потребления газа в стране», — говорится в выводах Центра исследований энергетики.
Диверсификация поставок угля — тоже не совсем победа. Закупки антрацита из России уменьшились с 2 млн тонн в 2014 году до 628 тыс тонн в 2015 году. Поставки из ЮАР выросли с 376 тыс тон до 897 тыс тонн.
«Поставки угля из РФ упали не потому, что министерство нашло новые и дешевые источники, а потому, что Россия уменьшила экспорт», — утверждают эксперты.
Получилось
Не получилось
— Создать реестр госслужащих, к которым применен закон «Об очищении власти». По состоянию на конец года в него внесены сведения о 843 лицах. Минюст провел люстрацию в ГФС и подал обращение в ВСЮ относительно 59 судей в отношении которых зафиксированы нарушения требований закона;
— Утвердить персональный состав Нацсовета по вопросам антикоррупционной политики во главе с Мустафой Джемилевым;
— Артем Сытнык воглавил НАБУ;
— Рада приняла поправки о САП. Позже было назначено ее руководство.
— Принять законодательство о Государственном бюро расследований и госагентстве по противодействию коррупции;
— Начал свою работу институт бизнес-омбудсмена.
— Создание САП произошло с задержкой. Это привело к тому, что АБ с запозданием начало проводить антикоррупционные расследования;
— Предусмотреть в госбюджете-2016 достаточно средств на антикоррупционные органы;
— Внести в парламент законопроекты о порядке проверок на добросовестность госслужащих;
— Определить орган, который будет заниматься надзором в сфере доступа к информации;
— Законопроекты о создании спецагентства по розыску украденных активов претерпели большие изменения между первым и вторым чтениями и подверглись жесткой критике со стороны отечественных и европейских экспертов.
Получилось
Не получилось
— Запущена ситсема электронных госзакупок ProZorro. По состоянию на конец года в системе работает свыше 2200 госпредприятий, оглашено 35000 тендеров на сумму свыше 6 млрд грн. Экономия 12-18%;
— Повышены пороги закупок, которые позволяют проводить свыше 70% тендеров в электронном виде;
— Назначен новый руководитель «Внешторгиздав».
Ратифицировать соглашение ВТО о госзакупках;
— Интегрировать систему электронных закупок по открытым реестрам;
— Получить сертификат безопасности для ProZorro.
Получилось
Не получилось
— Создать 159 территориальных общин, которые объединили 794 сельских и поселковых совета;
— Внесены изменения в Налоговый и Бюджетный Кодексы. Рост доходов местных бюджетов на 42,5% — 80 млрд. грн против 56,2 млрд грн в 2014г.
-21 область утвердили стратегии развития; 15 областей приняли планы их реализации;
— Законотворческая работа: В целом приняты закон «Оместных выборах», поправки в законы о госрегистрации имущственных прав на недвижимость и о госрегистрации юр-и физлиц. В первом чтении принят закон «О госслужбе в органах местного самоуправления», «О муниципальной милиции».
— Принять базовые законы: «О местном самоуправлении» (новая редакция), «О префектах», «О принципах и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Украины»;
— Дальнейшая реализация реформы зависит от внесения изменений в Конституцию.
Получилось
Не получилось
— Принятие закона «О национальной полиции» и старт ее работы в десяти городах Украины;
— Национальная полиция начала процесс переатестации персонала Киева и Киевской области. По состоянию на декабрь атестацию прошли 4200 сотрудников, из которых 13% уволены из-за несоотвествия занимаемым должностям;
— Приняты поправки о фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения;
— В Киеве, Харькове, Львове и Одессе стартовал набор и подготовка корпуса оперативно-неожиданного действия — спецразделения оперативного реагирования Национальной полиции.
— Принять в целом законопроект «О сервисных услугах и сервисных центрах МВД Украины»;
— Обновить кадры в региональных прокуратурах и ГПУ.
Получилось
Не получилось
— Упразднить обязательные сертификаты по 16 видам продукции, в том числе технические средства реабилитации, моющие средства, топливо, детское питания и пр.;
— Присоединиться к Женевскому соглашению ООН относительно автотранспорта 1958г.;
— Создать Офис эфективного регулирования (BRDO);
— Сократить количество видов деятельности подлежащих лицензированию с 56 до 30;
— Упростить разрешительные процедуры в недропользовании;
— Упразднить карантинный сертификат, которых обходился бизнесу в 2 млрд грн.;
— Приняьт закон «Об электронной комерции»;
— Реанимировать работу Национального органа стандартизации и разблокировать работу по принятию гармонизированных стандартов. Принять за год 4833 национальных стандарта;
— Упразднить обязательность ветеринарного сертификата.
— Существует задержка с рассмотрением законопроектов в парламенте — на рассмотрении Рады находится свыше 20 законопроектов, которые не удалось принять;
— Сложный и забюрократизированный процесс согласования нормативно-правовых актов;
— Разработка и утвердждение лицензионных условий по видам деятельности, которые подлежат лицензированию, проходит с большим отставанием от плана;
— Ввести ограничения или отменить ценовое регулирование продуктов питания;
— Продлить действие моратория на проверки бизнеса контролирующими органами.
Получилось
Не получилось
— В марте приняты законы, позволяющие закупать лекартства через международные организации;
— Правительство и ВБ подписали соглашение о займе в размере 214 млн долларов на проект «Улучшение здравоохранения на службе у людей»;
— Украина присоединилась к Глобальной инициативе по безопасности и охране здоровья.
— Ключевые для реформы законопроекты (2309а, 2310а, 2311а) не приняты;
— Не произошладерегуляция фармацевтического рынка;
— Нет компромисса между реформами здравоохранения и децентрализации;
— Проект с ВБ практически приостановлен из-за организационных сложностей;
— На практике не происходит реформа министерства здравоохранения.
Получилось
Не получилось
— Провести 16 индустриальных платформ и запустить Национальный диалог с обсуждением реформы в Харькове, Львове и Днепропетровске;
— Подготовить законопроект о налоговой реформе и внести его в парламент;
— Численность сотрудников ГФС сокращена на 30%, количество территориальных подразделений ГФС сокращено с 318 до 169.
— МВФ и МИнфин согласовали реформу ГФС; разработана концепция реформирования Офиса крупных налогоплательщиков;
— Запуск электронной системы администрирования НДС;
— В ГФС запущены электронные сервисы для плательщиков НДС, подачи отчетности, оценке налоговых рисков и т.д.
— В рамках налоговой реформы отменить авансовые платежи по налогу на прибыль и снизить ставку ЕСВ до 22%.
— Принять новый проект НК в редакции Минфина;
— Внедрить электронные сервисы ГФС — электронные акцизные марки, электронный кабинет плательщика;
— Усовершенствовать процедуры административного обжалования;
— Внедрить обязательное одноразовое декларирование физлицами своих активов и непрямые методы контроля.
Получилось
Не получилось
— Принять стратегия реформирования госслужбы и службы в органах местного самоуправления;
— Начать работу над созданием реестра вакансий в госорганах;
— В рамках индексации с 1 декабря 2015г. повысить оклады должностных лиц;
— Зарегистрировать в Раде поправки в законы относительно организации деятельности Кабмина и исполнительных органов власти.
— Оптимизировать процедуры работы правительства, а именноу простить регламент и принять изменения в законы о КМУ;
— Существенно сократить будлирующие полномочия между ЦОИВ;
— Внедрить механизмы финансирования министерств и других ЦОИВ в соответствии с возложенными на них функциями;
— Разработать и принять закон об административной процедуре, призванный урегулировать отношения органов власти с гражданми и повысить эффективность процедуры обжалования.
Получилось
Не получилось
— Увеличить объем ЗВР до 13,3 млрд долл.
— Очищение банковоского сектора — с рынка выведено 33 банка в 2015 г., и 32 в 2014г.
— Увеличены требования к капиталу банков до 500 млн. грн.;
— Приняты нормативные акты для уменьшения инсайдерского кредитования согласно требованиям МВФ;
— Внедрен новый порядок определения признаков фктивности эмитентов ценных бумаг;
— с 1 декабря 2015г. банки перешли на международные стандарты бухучета;
— Стартовала реформа НБУ, ревизия его функций;
— Разработан пакет законопроектов о реструктуризации валютных кредитов, законопроект относительно корпоративных договоров.
В Раде зарегистрировано 22 законопроекта в рамках реформы финансового сектора, часть которых были поданы еще весной прошлого года. Парламент медлит с их рассмотрением.
Получилось
Не получилось
— Разработаны проекты законов «Об образовании», «О профессиональном образовании», «О науке и научно- технической деятельности»;
— Подписано и ратифицировано Соглашения с ЕС «Горизонт 2020», которая открывает украинским ВУЗам доступ к финансированию научных проектов и разработок. Бюджет «Горизонт 2020» — 80 млрд евро);
— Внесены изменения в НК в части освобождения частных детсадов и школ от уплаты земельного налога;
— Раширено академическую автономию университетов — они могут самостоятельно формировать образовательные программы.
— Медленная имплементация закона «О высшем образовании» — принято 20 из 40 необходимых нормативно правовых актов;
— Задержка с принятием закона «Об образовании» связана с различными интересами стейкхолдеров.
Получилось
Не получилось
— Принят закон «О рынке природного газа», разработан законопроект «О рынке электрической энергии»;
— Сокращение импорта российского газа. Снижение цены на газ с 337,1 долларов за тыс куб м до 227,4 долларов за тыс куб м.;
-Ввести в эксплуатацию линию электропередач «Ровенская АЭС — подстанция Киевская»;
— Снизить рентные ставки на добычу газа;
— Повысить коммунальные тарифы на газ и электроэнергию для всех категорий потребителей.
— Создать стимулы для наращивания отечественной добычи углеродов и привлечения инвестиций в энергетический сектор;
— Принять закон «О Нацкомисии, которая осуществляет госрегулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг» и «О рынке электроэнергии»;
— Запустить биржевую торговлю углем;
— Оптимизировать процедуру ликвидации шахт;
— Создать Фонд энергоэффективности.
Получилось
Не получилось
— Обновновить процедуру назначения руководителей ГП; сменить руководителей в 98 предприятиях
— утвердить 10 ГП, которые подлежат корпоратизации;
— Утвердить список 345 ГП, которые могли быть приватизированы в 2015г.;
— Разработать концепцию Национальной холдинговой компании;
— провести аудит 20 ГП;
— принять решение о разработке планов реструктуризации для 13 ГП с наибольшими фискальными рисками.
— Присланные планы по реструктуризации ГП низкого качества;
— Утвердить новые редакции подлежащих/не подлежащих приватизации объектов;
— Начать приватизацию крупных стратегических объектов (ОПЗ, облэнерго).
Получилось
Не получилось
— Реализовать пилотный проект в Полтавской области о привлечении капитала для фермеров через аграрный расписки. Эксперимент распространен на Черкасскую, Винницкую и Харьковскую области;
— Сохранен спецрежим налогообложение НДС для аграриев;
— Принять ряд законов о запрете приватизации земли, которая находится подобъектами инженерной инфраструктуры, об сокращении процедуры выдачи фитосанитарного сертификата, о упразднении предельного размера арендной платы.
— Мораторий на продажу с/х земель продлен до 2017 г.;
— Отменить лицензию на вылов рыбы пределах Украины; упрощено регулирование племенного дела в животноводчестве.
— Приватизировать 86 аграрных ГП; в управление ФГИУ удалось передать только 11 ГП;
— Принять законопроект №1159 о передаче в коммунальную собственность земель с/х назначения госсобственности.
Получилось
Не получилось
— Разработана и утверждена Стратегия реформирования судопроизводства на 2015-2020г.г., а также план ее реализации;
— Принят закон «Об обеспечении права на справедливый суд»;
-Провести отбор на конкурсное назначение членов ВСЮ и ВККС;
— Принять в первом чтении законопроекты относительно реформирования системы исполнения судебных решений;
— Внести в парламент законопроект о системе автоматического ареста средств в гражданском и хозяйственном судопроизводстве.
— План действий по имплементации Стратегии реформирования судопроизводства требует изменений;
— ВККС не начала квалификационное оценивание судей.
Получилось
Не получилось
— Конституционная комиссия поготовила изменения в Конституцию по направленим децентрализации, правосудия, права человека;
— Изменения относительно децентрализации приняты в первом чтении;
— Изменения, касающиеся правосудия получили одобрительный отзыв Венецианской комиссии. В декабре Рада включила законопроект в повестку дня 3-ей сессии ВРУ;
— Проект изменений относительно прав человека находится на этапе публичного обсуждения.
Все происходит по плану
Получилось
Не получилось
— Обновить пакет документов стратегического планирования (утвердить новую Стратегию нацбезопасности, Программу повышения обороноспособности);
— Принять законы «О национальной гвардии», «Оправовом режиме военного положения», «Об электронных комуникациях»;
— Активизировать практическое сотрудничество с НАТО и меры по внедрению стандартов Альянса в секторе безопасности и обороны;
— Старт реформирования разведки, создания системы стратегических коммуникаций органов сектора безопасности и обороны;
— Создать Центр противодействия киберугрозам.
— Основы территориальной обороны Украины пересматриваются слишком медленно;
— Необходимо ускорить реформу ВСУ и институциональная реформа МВД и Генерального штаба ВСУ.
Получилось
Не получилось
— Подписать протокол с Казахстаном в рамках его вступления в ВТО. Казахстан снялограничения с ряда отечественных предприятий на поставки молочной продукции;
— Возобновить действие Генерализованной системы преференций (GSP);
— Ратифицировать соглашения с ВТО об упрощении процедур торговли;
— Присоединиться в качестве третьей стороны в процессах торговых споров в 11 делах;
— Открыть доступ к рынкам ЕС на преференциальных условиях торговли;
— Создать Совет по продвижению экспорта при МЭРТ;
— Внедрить программу по доступу иностранных журналистов в зону АТО.
— Программа по стажировке иностранцев в ЦОИВ выполнена на 50%;
— Разработка программы продвижения интересов Украины заграницей и создания бренда страны на 2016-2018г. продвинулась только на 60%.
Причины для сомнений
Реформаторский имидж Кабмина подпортило заявление главы Минэкономики Айвараса Абромавичуса о своей отставке в связи с коррупцией и давлением со стороны депутата от БПП и бизнеса-партнера президента Игоря Кононенко.
Есть еще один фактор, который заставляет международных партнеров сомневаться в желании украинской власти проводить реформы. По многим вопросам у правительства и парламента разные реформаторские курсы.
«Если коалиция, если работаем вместе, то как это понимать, когда Кабмин подает один документ, а парламент «влазит» с альтернативным и зачастую — полностью противоположным?» — спрашивает собеседник ЭП из правительства.
Последним ярким примером такой несогласованности была налоговая реформа от двух авторских коллективов одной политической силы — Минфина и депутатов.
Проблема, похоже, не исчерпана. Депутаты во главе с председателем парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Ниной Южаниной зарегистрировали законопроект о самостоятельной таможне, что полностью противоречит видению Минфина.
Недавно Южанина посетила Вашингтон, где встретилась с главой миссии МВФ в Украине Роном ван Руденом и заместителем руководителя Европейского департамента МВФ Таносом Арванитисом, а также приняла участие в совместных с президентом США Бараком Обамой мероприятиях.
Собеседники «ЭП» допускают, что готовится почва для продвижения новой модели налоговой реформы. «Это может быть как законопроект №3357 в новой редакции, так новый документ, наработанный вместе с правительством», — рассказывает Южанина. В планах у депутатов выписать законопроект к концу апреля и проголосовать к 1 июля.
Фактор МВФ
Давление со стороны МВФ и международных кредиторов на Украину также усилилось.
На прошлой неделе директор-распорядитель фонда Кристин Лагард обеспокоилась «медленным прогрессом Украины в улучшении госуправления, борьбе с коррупцией и уменьшении влияния корыстных интересов на политику».
По ее словам, в этих условиях сложно представить, что поддерживаемая МВФ программа продолжится и будет успешной.
В Минфине попыталась сгладить ситуацию. «Транши не дают без реформ», — заявила Яресько.
Правда, к концу недели риторика основного кредитора Украины вернулась в миролюбивое русло.
«Мы продолжаем сотрудничество с властью относительно политики, которая необходима для усиления экономики страны и которая откроет путь для завершения второго пересмотра», — заявил официальный представитель Международного валютного фонда Джерри Райс.
CША в стороне также не остались. У президента Петра Порошенко состоялся телефонный разговор с вице-президентом США Джозефом Байденом.
«Собеседники подчеркнули важность скорейшего принятия парламентом антикоррупционных законов, которые будут способствовать продолжению реформ, развитию сотрудничества с МВФ и введению безвизового режима», — говорится в сообщении Администрации президента.
Все эти заявления — словесная эквилибристика с яркой политической окраской в преддверии отчета правительства, который запланирован на 16 февраля.
А транш?
«Меморандум с МВФ был одним из документов, по которому реформы выполнялись лучше всего. Разговоры о том, что транша может не быть, — нехороший сигнал», — говорит источник ЭП в Администрации президента.
Уже не одну неделю в Минфине твердят: меморандум с МВФ почти готов, в него вносятся технические правки. Источники ЭП подтверждают готовность документа, только дело вообще не в нем. Загвоздка в людях, которые должны его подписать.
Как известно, это глава Нацбанка, министр финансов, президент и премьер. Последние двое должны определиться по части состава и формата работы правительства и парламента. До тех пор денег не будет. Однако с точки зрения обслуживания долга Киев не сильно нуждается в средствах МВФ.
«Благодаря реструктуризации госдолга пиковые нагрузки в 2016 году удалось срезать. Критической даты получения транша нет. На счетах у государства — около 2 млрд долл валютных остатков. Ближайший крупный платеж ожидается в марте, будем гасить купон в размере 485 млн долл», — говорит собеседник из Минфина.
Следующий крупный платеж, 490 млн долл, запланирован на сентябрь, отмечает финансовый аналитик агентства «Эксперт-рейтинг» Виталий Шапран. Речь о том, чтобы пополнить ЗВР на 1,7 млрд долл, а потом платить по ним проценты.
Важность продолжения сотрудничества с МВФ в другом. «Транш позволит получить гарантии от правительства США на 1 млрд долл и доступ к деньгам Мирового банка, ЕБРР и других МФО», — говорит Шапран.
Кроме того, транш станет «успокоительной пилюлей» для внешних и внутренних инвесторов, сигналом, что реформы в стране идут по плану.
***
Так, с помощью публичных и не очень посланий международные партнеры пытаются сохранить политическую стабильность в Украине и дать понять, что пора бы, наконец, взяться за реформы и начать бороться с коррупцией.
Но возможно ли это с таким составом правительства и с периодическими скандалами, возникающими вокруг «кошельков» Петра Порошенка?