Олександр Нестеренко
Не программистами едиными. В Украине медленно, но уверенно зарождается новая отрасль разработки высокотехнологичных устройств.
Случайные, порой шуточные идеи молодые IT-предприниматели под руководством венчурных инвесторов превращают в стартапы.
Такие проекты за считанные дни собирают сотни тысяч долларов на международных площадках для привлечения инвестиций Kickstarter и Indiegogo.
Вспышка для iPhone iBlazr, гаджет для домашних животных Petcube, «умный» энергосберегающий термостат для отопительной батареи eCozy, мультимедийная платформа Pecker Player, инновационные чехол для iPhon Lunecase, устройство для переноса велосипеда Bike Lift & Carry.
Это далеко не полный перечень устройств, которые придумали и вывели на мировой рынок украинцы.
Объединяет их одно: процесс воплощения идеи в рабочее серийное изделие происходил не в Кремниевой долине, Японии, Германии или Китае, а в Украине. Этим занималось киевское конструкторское бюро ARTKB.
Бюро не имеет ничего общего со стереотипным образом унылых конструкторских контор советского образца. Это молодая креативная и финансово успешная компания, которая умеет превращать идею гаджета в серийное изделие. В этом заключается главное отличие ARTKB от существующих на рынке конкурентов.
ARTKB — третья из четырех отечественных составляющих замкнутого цикла производства высокотехнологичных изделий: предприниматели, инвесторы, конструкторы. Четвертой составляющей — серийных производителей — еще нет.
О том, как и почему возникло ARTKB, ЭП расспросила у его основателя Александра Нестеренко. Затем сторонние украинские венчурные инвесторы высказали свое мнение о значимости предприятия для украинского IT-бизнеса.
Цель и план
Офис 34-летнего руководителя ARTKB расположен в одном из корпусов бизнес-парка «Нивки сити». Это не очень большое помещение с переговорной комнатой, парой скромных по размерам кабинетов и открытым пространством. На мониторах молодых сотрудников виднеются проекты 3D-моделей разных изделий.
Нестеренко — содержательный собеседник. Его речь максимально предметна, последовательна и нетороплива. Он создает впечатление человека, глубоко погруженного в тему. То, что он ведет успешный бизнес в достаточно специфической для Украины отрасли, нисколько не удивляет.
Было бы странно, если бы с такими знаниями он оставался наемным сотрудником. Тем не менее, именно опыт работы в нескольких крупных компаниях позволил ему создать прибыльный бизнес.
Конструктором Нестеренко стал под влиянием профессии своего отца Василия Нестеренко, инженера-конструктора. Он был известен в отраслевых кругах как специалист высокой квалификации по оснастке (пресс-форма или штамп).
«Он учил меня проектировать пресс-формы. Мне это было интересно еще во время учебы в школе. В старших классах и институте я помогал ему проектировать оснастку и изделия из пластмасс», — вспоминает Нестеренко.
Еще в школе он понял, что хочет быть инженером, поэтому поступил в КПИ на механико-машиностроительный факультет. Во время учебы и после окончания вуза он как фрилансер разрабатывал инструменты для литья пластмасс и изделия из них. Первыми клиентами делился отец, затем появились свои.
Несколько лет Нестеренко работал дома за компьютером, но со временем он все острее ощущал нехватку профессионального общения и развития. «У меня было много клиентов, высокий рейтинг, хорошая репутация, но элементарно не хватало понимания, что делать дальше», — рассказывает Нестеренко.
Уже тогда он поставил перед собой цель в течение нескольких лет наработать компетенцию в серийной сборке продукции, продажах и маркетинге, чтобы открыть бизнес. Будущий предприниматель в 25 лет уже понимал свои жизненные цели в сфере профессиональной реализации, и у него был план, как их достичь.
В 2006 году для получения опыта в промышленной серийной сборке он устроился на работу в конструкторское бюро крупнейшего украинского производителя вентиляционного оборудования. Там в качестве ведущего специалиста он познакомился с процессом сборки бытовых и промышленных вентиляторов.
В 2008 году 27-летний Нестеренко перешел в компанию, которая продает строительную технику. «Я получил хороший опыт общения с клиентами, подготовки коммерческих предложений, применения на практике принципов построения системы продаж», — говорит основатель ARTKB.
В 2009 году он снова сменил работу. В этот раз будущий предприниматель занялся продажами в представительстве немецкой торговой компании — дистрибьюторе промышленного оборудования. Вскоре представительство закрылось, не выдержав кризиса, и Нестеренко попал под сокращение.
«С увольнения все и началось. Остаток года я потратил на написание бизнес-плана, поиск партнеров, выстраивание бизнес-процессов, общение с клиентами, создание сайта, регистрацию компании. Так появилось ARTKB», — говорит он.
От дизайна до готового продукта
Первые деньги компания заработала на предоставлении услуг по разработке пресс-форм для литья пластмасс под давлением. Вскоре основной акцент был сделан на промышленном дизайне с конструкторской проработкой.
Бюро начало предоставлять комплекс услуг: от разработки дизайна изделия до подготовки его технической документации для серийного производства.
Тогда в Украине были талантливые дизайнеры, но мало кто представлял, что такое проектирование для серийного производства. Были и конструкторы, но они слабо представляли, что такое дизайн. ARTKB объединило эти компетенции.
Дополнительное преимущество компании принесла услуга прототипирования корпусов. Нестеренко нашел в Китае партнеров, которые по технической документации ARTKB создавали фрезерованные прототипы. Они по прочности и визуальным характеристикам не отличались от серийных образцов.
Так клиенты получили возможность проверить изделие перед запуском в производство. В то время компании лишь осваивали 3D-печать. Она была далека от идеала по техническим характеристикам, и красивые фрезерованные прототипы с качественной внешней отделкой многим понравились.
Нынешний вид бюро приняло после прихода двух партнеров. Это были коллеги Александра по вентиляционному заводу. В 2010 году к компании присоединился Ярослав Ромашко, который стал отвечать за финансовую и операционную деятельность компании и логистику. В 2011 году пришел Владимир Хилюк, ответственный за подготовку проектов к серийному производству в Китае.
Появление партнеров Нестеренко объясняет сложностью бизнеса и необходимостью разделить зоны ответственности между отраслевыми специалистами. «Можно владеть 100% от нуля или частью от успешного бизнеса, и это большая разница», — объясняет основатель компании.
Как бы там ни было, именно с приходом партнеров ARTKB стало предоставлять услуги по комплексной разработке продукта и его запуску в серийное производство в Китае, Украине или России.
Инкубатор и стартапы
Изначально бюро работало с корпоративными заказчиками — выполняло заказы ЕДАПС, BRILLE, Ecosoft, TIS, АТОН, «Световые технологии».
Однако в 2012 году предприниматель познакомился с Владом Тисленко и помог воплотить его идею вспышки для iPhone в серийный гаджет iBlazr. За короткий срок проект собрал на Kickstarter необходимые 70 тыс долл инвестиций. С этого началась история сотрудничества со стартапами.
Через ARTKB прошли многие украинские профильные стартапы: Petcube, Lunecase, SafeBand, eCozy, Pecker Player, Trivolty, Bike Lift & Carry, mobiliuz, swimmerix. «После успеха iBlazr в 2014 году начало работать «сарафанное» радио», — объясняет приток новых проектов Нестеренко.
В компанию все чаще начали приходить юные предприниматели с интересными проектами, но без денег. Ловя «волну», основатель ARTKB в 2014 году запустил первую в стране акселерационную программу для hardware-стартапов Carrot (hardware — электронные или механические устройства).
Если в ARTKB стоимость одного этапа создания продукта достигает 10 тыс дол, то в Carrot стартаперы могут получить помощь безвозмездно. Если же проект доходит до стадии производства, ARTKB получает право включиться в работу на коммерческих условиях. Ежегодно Carrot набирает три-четыре проекта.
Сейчас ARTKB ведет около 20 проектов, 60% из которых можно назвать стартапами. Среди них есть клиенты из Украины, США, Европы и Азии.
Основатель ARTKB утверждает, что зарубежные клиенты выбирают услуги компании из-за лучшего соотношения цена-качество. «Западные компании с подобным опытом завышают стоимость услуг», — говорит предприниматель.
Проекты, которым помогает ARTKB, не всегда предполагают создание электронного гаджета. Это может быть любой продукт — инновационные ножницы, уникальный велосипед или революционное колесо. Главное, чтобы продукт решал проблему намного проще и дешевле, чем существующие аналоги.
Чем больше компетенции у автора проекта, чем дальше он продвинулся в работе, тем дешевле ему обойдется подрядчик в виде ARTKB. «Когда вы говорите, что у вас есть идея, но нет времени ею заниматься, сделайте гаджет и упакуйте, вы должны понимать, что это дорогое удовольствие», — резюмирует Нестеренко.
Мнения со стороны
— Как бы вы оценили значимость ARTKB для стартаперской экосистемы и IT-предпринимательства?
Алексей Витченко, СЕО инвестиционной компании Digital Future
— Если говорить о сплаве hardware и современных программных технологий, то ARTKB влияет позитивно. Бюро позволяет получить экспертизу, не выходя из Украины, на своем языке. Я бы оценил это высоко.
Однако для предпринимательской экосистемы гораздо большее значение имеют все-таки «ангелы» — те, кто инвестируют на самых ранних стадиях, инвесторы и просто успешные бизнесмены, которые работают не только на украинский рынок.
Сейчас большинство стартапов ориентируется не на внутренний, а на глобальный рынок. В плане развития бизнеса эти проекты меньше зависят от ARTKB и больше — от своих руководителей, инвесторов и «ангелов».
Денис Довгополый, управляющий партнер GrowthUP Group
— АТРКБ — структура, которая находится на расстоянии вытянутой руки от украинских предпринимателей.
Она легко делится экспертизой и участвует во множестве проектов. Конечно, она привносит в отрасль очень много.