Росія контролює міжнародний інтернет в Україні: міф чи реальність?

На последнем заседании Национальной комиссии по вопросам регулирования связи и информатизации между представителем Интернет ассоциации Украины и членами регулятора возник оживленный спор.

Касался он новых правил отчетности телекоммуникационных компании.

В их последней версии комиссия расширила перечень показателей дохода в разных сферах услуг, которые должны предъявлять ей участники рынка.

В их список попал и такой пункт, как заработки от транзита интернет-трафика (как внутри Украины, так и через ее территорию), и от доступа к точкам обмена интернет-трафиком.

Предыстория

Как заявил глава комиссии Александр Животовский, в Украине до сих пор не существует системы учета транзитного трафика. Этот сегмент рынка услуг связи остается малоизученным.

Член НКРСИ Сергей Дзюба подметил, что Украина территориально находится между Европой и Азией. И IP-трафик, который проходит через нее, может оказаться гораздо больше, чем трафик внутри страны. А данных о нем у регулятора как не было, так и нет.

В НКРСИ считают, что государство должно этот рынок контролировать. Более того, в ходе обсуждения членов НКРСИ с представителем ИнАУ уже после заседания выяснилось, что на этом рынке якобы вовсю орудуют российские компании, которыми уже заинтересовалось СБУ.

ИнАУ уже неоднократно обращалась в НКРСИ и пыталась доказать, что раздельно учитывать доходы от IP-транзита и точек обмена интернет-трафиком не очень корректно. По словам члена правления ИнАУ Татьяны Поповой, разработка новых норм подачи отчетности — это со стороны НКРСИ логичный шаг для усовершенствования сбора данных о рынке. Но несколько подпунктов, которые касаются показателей рынка оптового интернета, по ее мнению, выписаны некорректно.

«Сейчас ни в каком законе нет обозначения, что такое IP-транзит. И подзаконный акт должен ссылаться на какой-то закон, в котором уже есть данное определение. И с юридической точки зрения это противоречие», — добавляет еще один член правления ИнАУ Андрей Нагорнюк.

Как считает Попова, спорные пункты нужно либо убрать из порядка, либо совместными усилиями переформулировать. «В противном случае операторы не будут понимать, в каком виде им направлять данные в комиссию, и могут попасть под санкции», — говорит она.

Напомним, в соответствии с действующим законодательством они могут быть лишены лицензии за такие нарушения.

 Александр Животовский. Фото ko.com.ua

Живой рынок

Рынок оптового интернета в Украине не лицензируется. На нем присутствуют как международные компании, так и зарегистрированные в Украине.

«Тема нормирования этого рынка новая, требует изучения. Это связано с вопросами управления рынком интернет услуг в целом», — признают в «Укртелекоме», держателе крупнейшей телеком-инфраструктуры страны.

Доход компании от международных услуг солидный — за услуги, оказанные иностранным операторам, компания получила в первом полугодии 2015 года доход в размере 484 млн грн (или 14% от общего заработка). Хотя по информации представителей этого оператора, основная часть доходов «Укртелекома» в сегменте международного трафика все-таки приходится не на транзит, а на входящие международные голосовые звонки на абонентов сети «Укртелекома».

Опрошенные ЭП участники рынка признают, что крупнейшим украинским игроком на рынке оптового интернета является «Датагруп», компания которую контролирует ИТ-бизнесмен Александр Кардаков (владелец ИТ-компании «Инком»). Представители этой компании такую оценку признают.

Помимо «Датагруп», среди украинских компании важную роль на рынке транспортной инфраструктуры играет компания «Атраком». Она располагает самой разветвленной транспортной телеком-сетью в стране и сдает ее участки в аренду как украинским, так и иностранным компаниям, зарабатывающим на интернете.

Значительными собственными ресурсами для организации передачи данных, как внутри страны, так и за ее пределами, обладает еще «Евротранстелеком».

В связи с тем, что рынок оптового интернета в Украине практически никак не контролируется государством, конкуренция на нем всегда была ожесточенная. Свои услуги по доставке трафика предлагает большое количество компаний, которые как построили свои сети, так и просто сняли их в аренду.

Часто международные компании, для которых Украина не ключевая страна, прибегали к демпингу ради того, чтобы заполучить как можно больше местных клиентов. В результате прибыльность этого бизнеса для отечественных компаний приблизилась к нулю.

 Фото zn.ua

Труба между западом и востоком?

О влиянии международных игроков на украинский оптовый рынок интернета уже не раз говорил глава комитета ВР по вопросам информатизации и связи Александр Данченко. Он экс-руководитель, а сейчас почетный президент «Датагруп».

В начале 2014 года, еще будучи гендиректором «Датагруп», он отмечал в интервью изданию «Дело», что бесконтрольность погубила рынок.

«Украина очень хорошо расположена географически, это общеизвестный факт. «Датагруп» давно вынашивал идею создать большую трансмагистральную телекоммуникационную «трубу» и предложить операторам Америки, Европы и Азии воспользоваться новыми возможностями по транзиту трафика. Но в Украине вместо того, чтобы оставить 1-2 оптические магистрали для продажи сервисов другим государствам, умудрились построить 20 таких труб», — рассуждал он.

Это, по словам Данченко, привело к тому, что в гигабитах рынок вырос, а вот в деньгах ощутимо просел.

«Украина же вместо того, чтобы «разбогатеть» на продаже телекоммуникационного «сырья», отдала трафик бесплатно. А в это время сторонние операторы платят налоги у себя в странах, а не в украинский бюджет», — говорил тогда он, выступая «двумя руками за лицензирование и в оптовых продажах».

Сколько все-таки россиян?

На последней конференции «Датагруп», посвященной 15-летию компании, Александр Данченко выступал уже в роли депутата и почетного президента компании. Он обмолвился, что есть, мол, четыре российские компании, которые имеют значительную долю на украинском оптовом рынке интернета. Их имена он тогда не назвал.

 Александр Данченко. Фото rbc.ua

При этом нынешний генеральный директор «Датагруп» Максим Смелянец позже в комментарии для ЭП немного конкретизировал этот момент.

«Украинские игроки контролируют приблизительно 50% (в деньгах). И приблизительно столько же за российскими операторами и их компаниями (тут без имен). По контролю трафика картина немного иная: 60% — российские, 40% — украинские», — отметил он.

Выяснить, какие компании могут быть четырьмя российскими темными лошадками, ЭП помог опрос рынка.

Его участники причисляют к ним международную магистральную телеком-компанию «Ретн» (REal Time Network ), дочернюю компанию российской сети по обмену трафиком DataIX, группа компании «Филанко» (а именно ее международный проект по обмену трафиком Cloud-IX), а также занимающийся предоставлением услуг IP-транзита «Фиорд».

Who is who?

При более детальном рассмотрении этих компании, у каждой из них есть свои особенности.

Начнем с «Ретн». Это действительно сильный игрок на рынке оптового международного интернета. Но структура собственности у нее очень сложная.

На территории России сеть представляет ЗАО «РетнНет», в Украине— ТОВ «РЕТН», в Европе, США и Азии — RETN Ltd, RETN Baltic AS, RETN Poland.

Причем украинская дочка не принадлежит напрямую российскому юрлицу. Ей владеет британская компания, принадлежащая россиянам, видимо, живущим в Европе.

По словам представителя компании, с которым удалось пообщаться ЭП, компания готова предоставлять НКРСИ расширенную отчетность. Все взаимодействие с украинскими госорганами, по его словам, происходит в рамках действующего законодательства.

Нажмите для увеличения 

«Дата-Айикс Юэй» основана осенью 2012 года rак представительство российской сети обмена трафиком DataIX (Санкт-Петербург). В Украине она известна тем, что выступает эксклюзивным партнером по обслуживанию украинского трафика социальной сети «ВКонтакте», головной офис и основная часть серверов которой находятся в Санкт-Петербурге. Клиентами DataIX являются также «Одноклассники» и портал Mail.ru.

Обладая контрактами с такими клиентами, DataIX в Украине быстро превратилась в одну из крупнейших точек по обмену трафиком. Ведь каждому украинскому интернет-провайдеру нужен гарантированный доступ к российским соцсетям.

В июне, согласно данным TNS, на которые ссылается интернет-издание Watcher, Вконтакте была вторым по популярности сайтом в Украине, портал Mail.ru — вторым, соцсеть «Одноклассники» — десятым.

ЭП связалась с директором «Дата-Айикс Юэй» Галиной Хиврич, которая сказала, что знакома с инициативой НКРСИ по сбору данных о доходе за работу с оптовым интернет-трафиком, но изучить ее досконально пока не успела. Комментариев по этому вопросу Хиврич предпочла не предоставлять. Она сказала лишь, что по ее информации ни СБУ, ни правоохранительные органы информацией о компании сейчас не интересуются.

Cloud-IX («Филанко») представлена в Украине своим киевским филиалом. На российском сайте компании указан его адрес. Забавно, но само юридическое лицо в Украине — «Филанко Украина» — не принадлежит российской компании. Она оформлена на некого Дмитрия Шарова. Хотя данные о месторасположении у киевского филиала и украинского ООО совпадают.

 Нажмите для увеличения

Очень похожая история и с «Фиорд». Украинское юридическое лицо с названием «Фиорднет» принадлежит некому Тарасу Колеснику. При этом карта международной сети на украинском сайте и сама ТМ очень напоминают российские.

 Нажмите для увеличения 

К сожалению, ЭП не удалось пообщаться предметно с представителями этих компаний, чтобы те более подробно объяснили взаимосвязь юридических лиц. При звонках в их офисы в Киеве не находилось подходящего собеседника по разным причинам.

Кому не выгодны россияне?

Справедливости ради нужно сказать, что мобильные операторы «МТС Украина» и «Киевстар», которые так или иначе являются частью международных групп с большой долей российского капитала, тоже занимаются трафиковым бизнесом. Но в очень небольших масштабах.

«Бизнес на IP-транзите не является для нас приоритетным. Наша компания присутствует в этом сегменте, но с небольшими объемами трафика», — говорит ведущий специалист «Киевстар» по работе с международными операторами Леонид Здорик.

«Основным нашим профилем деятельности является мобильный бизнес» , — подчеркивает начальник отдела по связям с общественностью «МТС Украина» Виктория Рубан.

Но поскольку оператор владеет собственной оптоволоконной сетью протяженностью более 18 000 км, компания также предлагает своим клиентам услуги аренды каналов передачи данных — как на территории Украины, так и за рубежом.

Вполне очевидно, что у «Датагруп» как у крупного игрока на рынка интернет-транзита есть своя личная бизнес-заинтересованность в том, чтобы российских и пророссийских компаний на нем было меньше. И это стремление увязывается с государственной политикой — не поощрять бизнес России.

Но вряд ли это глобально изменит ситуацию на самом оптовом рынке трафика в целом. Ведь в Украине уже присутствуют многие иностранные из других стран.

Вот яркий пример покрытия в Украине от транспортного турецкого игрока TurkTelecom Int.

Нажмите для увеличения 

Иными словами, количество украинских и зарубежных игроков все равно останется высокое. Это отрасль не превратишь в сугубо украинскую трубу для трафика, которую будут контролировать только наши.

Магистральная телеком-сеть — это не тяжело повторимый газопровод, на постройку которого нужно потратить миллиарды долларов. Здесь тоже нужны инвестиции, но не настолько большие.

Кроме того, иностранные игроки далеко не всегда должны строить собственную магистраль. Чтобы выйти на украинский рынок, им достаточно арендовать канал связи и включиться в одну из крупнейших украинских точек по обмену трафиком (в них обмениваются трафиком интернет-провайдеры и крупные интернет-ресурсы) — это подконтрольные ИнАУ UA-IX («Укрмот»), Dtel-IX или Giganet. Что, в принципе, сейчас и происходит. К точкам подключаются разные игроки, включая и российские компании.

Все про: інтернет, ІТ

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.