Винайти велосипед. Історія успіху служби доставки DelFast

Данил Тонкопій

При всем удобстве поиска товара и скорости оформления заказа интернет-магазины до сих пор не научились доставлять заказ в течение нескольких часов.

Обычно заказ привозят клиенту через сутки или двое, доставка за час стоит дорого. Более того, удобное время доставки назначают курьеры, а не покупатели.

В июле 2014 года, когда курьер интернет-магазина в очередной раз оторвал Данила Тонкопия от важной Skype-конференции, Тонкопий задумался над улучшением логистики в e-commerce.

А уже в ноябре его стартап DelFast в Киеве начал привозить клиентам интернет-магазинов первые заказы.

Уникальность сервиса в том, что курьер привозит товар в течение часа, но по цене доставки за «сутки-двое». В качестве транспортного средства используется электровелосипед. Конечно, в DelFast клиент сам назначает время доставки.

Меньше чем за год проект привлек несколько сотен тысяч долларов инвестиций.

Парк электровелосипедов вырос до 85, а бизнес после Киева начал развиваться в Варшаве и Астане. Сейчас Тонкопий заканчивает переговоры с рядом бизнес-ангелов о привлечении 1 млн долл дополнительных инвестиций.

Серийный предприниматель

Данил Тонкопий окончил Казахскую госакадемию управления и несколько лет проучился в МГИМО. Пришел в технологический бизнес из реального сектора. До 2009 года он восемь лет посвятил работе в сфере корпоративной недвижимости в казахском нефтяном холдинге и московской строительной компании.

В 2009 году разразился мировой финансовый кризис, и Тонкопий решил пуститься в свободное плавание. Ему это позволял капитал, который он аккумулировал за время работы на высоких должностях.

В том же году он переехал в Киев, где запустил сервис публикации отзывов и сравнения цен в различных заведениях столицы — Best.ua.

Это был аналог современных Foursquare и TripAdvisor. Ресурс хорошо развивался, поэтому смог привлечь 400 тыс долл инвестиций. Однако в июне 2014 года основатель его продал. За сколько и кому — не говорит.

Кроме того, в 2013 году Тонкопий запустил проект по разработке мобильной игры дополненной реальности X-Rift.

Это был массовый многопользовательский шутер, когда игроки гуляют по улицам своего города и стреляют в других игроков прямо с экрана своего смартфона. Однако из-за неразвитости на тот момент технологий дополненной реальности и дороговизны разработки проект был закрыт.

 Все фото автора

Неочевидная идея

DelFast стал самым успешным и перспективным проектом Тонкопия и Сергея Денисенко, основателя рекламного журнала The Best.

Концепция проекта, как часто бывает у IT-предпринимателей, появилась в процессе поиска решения собственной проблемы.

Тонкопий часто делал покупки в интернете. Доставку заказа приходилось ждать день или два и подстраиваться под время, удобное курьеру. Это шло в разрез с его представлениями о сервисе, ориентированном на клиента.

«Мы же все нетерпеливы. Если что-то покупаем в интернете, значит, у нас уже есть в этом потребность», — объясняет Тонкопий.

Он начал думать, как сократить время доставки до часа и сделать это с минимальными затратами. «За 15 баксов вам любой привезет прямо сейчас. У нас стояла задача создать массовую услугу, цена которой сопоставима с традиционной доставкой на завтра», — вспоминает сооснователь DelFast.

Решение он придумал необычное: посадить курьеров на электровелосипеды. «Сначала все смотрят на тебя как на сумасшедшего, а через пять лет говорят, что это же было очевидно», — комментирует предприниматель.

Чтобы проехать 100 км на обычном автомобиле, потребуется десять литров бензина стоимостью 200 грн. Стоимость проезда 100 км на электромобиле Nissan Leaf — примерно 4 грн, то есть в 50 раз дешевле. При такой разнице массовый переход людей на электромобили — лишь вопрос времени, уверен Тонкопий.

Изобрести велосипед

Реализацию своей идеи основатели DelFast начали с самого простого. В строке поиска Google написали слово «электровелосипед». Первые 50 ссылок вели на сайты интернет-магазинов и поставщиков со всей Украины. Предприниматели сели в машину и поехали по стране знакомиться с ними.

Первым городом стал Новоград-Волынский, Житомирская область. Там они за 600 долл купили китайский велосипед. Продавец обещал запас хода 80 км.

«Сел я на него тестировать, проехал 30 км, и батарея села. Звоню продавцу, говорю: «Что за дела?». Выясняется, что не 80 км, а до 80 км, и если помогать педалями, ехать вниз с горы, и ветер дует в спину», — вспоминает Тонкопий.

Тогда в Одессе предприниматели купили следующую версию электробайка. Там же нашли умельцев, которые поставили на него вместо одной три свинцовые батареи. Хотя он стал весить, как мотоцикл, под 100 кг, запас хода увеличился до 80-90 км. Этого уже почти хватало для целого дня работы курьера.

Бизнесмены продолжили экспериментировать с батареей. Вместо свинцовых начали ставить литий-ионные, которые используются в ноутбуках и телефонах. Они легче, но дороже. Зато их можно поставить на велосипед больше. В результате запас хода электробайков увеличился до 140 км.

Сегодня в Киеве у предпринимателей работает собственная мастерская, где они производят электровелосипеды. Сами закупают рамы, двигатели, аккумуляторы, запчасти. Пока собирают только для своих нужд.

Электровелосипед с запасом хода 140 км заряжается от розетки за четыре-пять часов при цене 2 грн за каждую «заправку». Для сравнения: минимальный расход мотороллера на 100 км составляет 2,5 л, а в среднем — 3-4 л или 50-80 грн.

Еще бизнесмены экономят на сервисном обслуживании. В электровелосипеде не надо менять масло, фильтры, свечи зажигания, обслуживать коробку передач.

Без особых проблем DelFast пережил две зимы. По словам Тонкопия, при минусовой температуре емкость аккумулятора снижается на 10-15%, а для защиты от холода курьерам выдают балаклавы, теплые куртки, сапоги, перчатки.

Ничего не выйдет, но попробовать можно

Первых клиентов основатели проекта начали искать еще до покупки первых электровелосипедов. Тонкопий пришел к представителям e-commerce: Евгению Сокольникову, sokol.ua, Владиславу Чечеткину, rozetka.com.ua, Николаю Палиенко, prom.ua, Дмитрию Лаппо, kniga.biz.ua.

«Пришел с вопросом, насколько им будет интересна такая услуга. Всегда доставляли за сутки-двое, а мы вот такие выскочки предложили доставлять за час. Кто-то смеялся, кто-то говорил, что ничего не выйдет, но готовы были попробовать. Сокольников даже хотел дать нам эксклюзив по доставке в Киеве, но не успел, потому что вышел из бизнеса sokol.ua», — вспоминает Тонкопий.

Поскольку основатели DelFast предложили цену, как у конкурентов, ряд интернет-магазинов решили сотрудничать.

Первым клиентом стала kniga.biz.ua — лидеры по продаже деловой литературе в интернете. Предприниматели открыли первую станцию электровелосипедов рядом с их складом на Петровке. 19 ноября 2014 года сделали первую доставку, а уже через три недели DelFast взяла всю доставку kniga.biz.ua на себя.

Через месяц у DelFast было уже 30 клиентов. Тонкопий говорит, что ежемесячно количество компаний увеличивается на 25-30%, поэтому постоянно приходится открывать новые станции. Сейчас в Киеве их пять.

В ноябре 2015 года сделана первая доставка в Варшаве. В Алмате аналогичный бизнес был запущен по франшизе в феврале 2016 года.

Сейчас в Киеве у DelFast 55 электровелосипедов, в Варшаве — 10 и в Алмате — 20. Стоимость каждого усовершенствованного велосипеда составляет 1 500 долл. Максимальный вес груза — 7 кг.

Чаще всего курьеры доставляют электронику из интернет-магазинов f.ua, allo.ua, moyo.ua. Большой популярностью пользуется доставка алкоголя и вареных раков.

Еще сервис сотрудничает с Приватбанком. Клиент на сайте банка заполняет заявку на получение кредита, и если банк ее одобряет, курьер в течение часа привозит кредитную карту.

На Берлин

Сейчас стоимость доставки за час в DelFast составляет 85 грн, за три часа — 60 грн. В компании работает десять управленцев и примерно 70 курьеров, а начинали все два человека — Данил Тонкопий и Сергей Денисенко.

Для проверки своей бизнес-гипотезы основатели привлекли 40 тыс долл у бизнес-ангелов через сообщество startup.ua. На эти деньги была открыта первая станция на Петровке и закуплены 20 электровелосипедов.

Когда через месяц у компании было уже 30 клиентов, предприниматели смогли привлечь еще 250 тыс долл от венчурного фонда Imperious Group.

Основатели DelFast нацелены на Берлин, Париж и Рим. Для этого они привлекают раунд инвестиций в размере 1 млн долл. «На получение части этих денег мы уже нашли подтверждение от ряда бизнес-ангелов», — резюмирует Тонкопий.

Все про: інтернет, підприємництво, торгвля

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.