Розумний агробізнес. Як українські IT-підприємці завойовують аграрний ринок

Создатели украинских стартапов спешат застолбить за собой самые выгодные рыночные ниши в агросекторе.

Венчурные инвесторы пророчат агротехнологиям большое будущее, но инвестировать в них не торопятся.

Тем временем отдельные агрокорпорации уже строят свой бизнес на решениях отечественных IT-предпринимателей.

ЭП исследовала новую для Украины, но противоречивую нишу агротехнологий — agtech.

* * *

Агросектор долго находился на периферии внимания IT-предпринимателей и венчурных инвесторов. Скептицизм в отношении agtech всегда был связан с консерватизмом владельцев агрокомпаний и низким уровнем проникновения базовых информационных технологий в аграрном бизнесе.

В 2014 году ситуация начала меняться. Этому способствовали единичные успешные проекты и рост интереса со стороны инновационных агрокомпаний.

Всего год с момента появления понадобился проекту Drone.ua, чтобы стать главным аэроразведчиком крупнейшей в стране агрокорпорации Kernel.

Начиная с 2015 года, она использует пять квадрокоптеров и два беспилотника. С помощью IT-решения молодой команды Pixel Solutions Kernel получает индексы вегетации, информацию по испарению и азоту, прогнозирует урожайность.

Созданный в 2014 году «умный» трекер для роста растений Petiole попал в топ-20 горячих стартапов 2015 года по версии американского бизнес-телеканала CNBC.

Хотя agtech по количеству «звездных» проектов пока не сопоставим с мейнстримными нишами, интерес к агросектору со стороны IT-предпринимателей растет из года в год. Причина в том, что доля АПК в экономике Украины огромна.

 Фото agweb.com

В 2014 году АПК стал крупнейшим источником валютной выручки страны. В 2015 году Украина экспортировала продтоваров и аграрной продукции на 14,5 млрд долл, что в общей структуре экспорта составило 38%, подсчитала ГФС. Металлургия с долей 24,8% осталась далеко позади.

Kernel в первом полугодии 2015 года экспортировала продукции на 749 млн долл. Это больше, чем «Запорожсталь» — 620 млн долл — и «Азовсталь» — 510 млн долл. По объему экспорта зерна Украина в сезоне 2014-2015 годов заняла третье место в мире после США и ЕС, утверждает Минагрополитики.

Стартапы берут разгон на внутреннем рынке

«Мы концентрируемся на АПК. Отрасль активно развивается, туда приходят информационные технологии. Этот момент нельзя упустить», — объясняет свой интерес к агрорынку основатель компании Envi Logic Андрей Яремич.

Его проект Envy Sensor занял первое место на всеукраинском хакатоне аграрных инноваций, который прошел в Киеве в феврале 2016 года.

Фото agtech.com.ua

Envy Sensor представляет собой систему мониторинга климата и концентрации углекислого газа в теплицах и овощехранилищах. Она собирает данные с помощью датчика на основе графена. Графен позволяет улавливать и фиксировать очень низкие концентрации CO2.

Основатель проекта Cyber Bionics Евгений Лохматов, занявшего на агрохакатоне второе место, также знает, что Украина — один из мировых аграрных лидеров. «Проникновение IT и, в частности, IоT — интернет вещей — в агросекторе низкое. Мало хозяйств охвачено автоматизацией», — считает предприниматель.

Он намерен заполнить эту пустоту своими проектами: высокоскоростным радиоканалом и визуальным конструктором «умных» вещей.

Первый позволяет в поле, где нет связи, развернуть систему управления беспилотниками большого радиуса действия и в реальном времени получать зашифрованное видео высокого разрешения для мониторинга посевов.

С помощью второго проекта люди, далекие от написания программного кода, могут в простом визуальном редакторе программировать разные устройства.

Например, вместо покупки и интеграции дорогой готовой системы именитого вендора небогатый владелец теплицы может собрать и запрограммировать систему климат-контроля, которая будет без участия человека гибко реагировать на температуру окружающей среды «за бортом».

Третье место занял проект «Рыбный буй» Андрея Селезнева, основателя стартапа Petiole. Его устройство измеряет температуру воды и ее химические показатели для определения оптимального времени кормления рыбы.

«Проект нацелен на внутренний рынок. Мы его разрабатывали с мыслью об озерах Черкасской и Запорожской областей», — говорит Селезнев.

Аgtech его привлекает тем, что такие проекты сейчас одни из самых трендовых в мире. Он считает, что на них есть спрос со стороны крупных аграрных корпораций, но не всегда этот спрос подкреплен соответствующими финансами.

В целом IT-предприниматели не переоценивают текущую зрелость украинского agtech. Многие рассматривают его в качестве испытательного полигона.

«Показанные на хакатоне идеи есть за рубежом. Смысл в том, чтобы их улучшить и реализовать в Украине. Тогда они будут в два-три раза дешевле зарубежных аналогов», — считает основатель проекта Fresh Spase Сергей Фельдман.

 Участники Всеукраинского хакатона аграрных инноваций — 2016. Фото agtech.com.ua

Инвесторы опасаются консерватизма агробизнеса

Инвесторы хоть и верят в светлое будущее agtech, пока не торопятся вкладывать средства в такие проекты. Управляющий партнер InVenture Investment Group Алексей Олейников говорит, что предприниматели и инвесторы находятся на этапе популяризации agtech. Они ищут ответ на вопрос, нуждаются ли украинские агрохолдинги и фермерские хозяйства в подобных технологиях и продуктах.

«Agtech — относительно новое направление для венчурного капитала в мировом масштабе. Годовой объем инвестиций в сектор оценивается 2 млрд долл, однако уже опережает fintech, — утверждает Олейников. — Украина, обладая мощным агарным потенциалом и развитым IT-сектором, имеет все шансы создавать инновации глобального масштаба, а не копировать старые технологии».

Тем не менее, уже на 2016 год InVenture Investment Group поставила себе цель осуществить венчурные инвестиции на ранних стадиях в agtech-проекты.

Это может быть акселерационная поддержка для более глубокой проработки и подготовки проекта, разработка минимально жизнеспособного продукта или синдикативные сделки финансирования с целью вывода продукта на рынок.

По итогам агрохакатона группа выбрала несколько команд и инвестиционно-привлекательных проектов. Сейчас она прорабатывает и уточняет бизнес-модели этих проектов, оценивает потенциал их коммерциализации.

В отличии от коллег, в Chernovetskyi Investment Group пока не намерены инвестировать в agtech, но эта ниша им интересна. По словам управляющего партнера Андрея Криворчука растущее население планеты надо обеспечивать едой, и в будущем это увеличит востребованность эффективных аграрных проектов.

«Такие проекты выйдут на один уровень с проектами из мейнстрим-направлений, которые решают менее важные вопросы в нашей жизни, а далее и вовсе сместят их, ведь пирамиду Маслоу пока никто не отменял», — прогнозирует Криворчук.

Он, как и Олейников, считает сильным стоп-фактором для инвестиций в agtech консервативный менталитет украинского агробизнеса. С ними согласен партнер аудиторской компании Kreston GCG Олег Кузнецов.

«Инновационные решения, не имеющие мирового признания и практической апробации, массово в Украине не применяются. Причины две: недоверие к чему-то новому и неготовность к капиталоемким вложениям», — говорит он.

Агробизнес готов к инновациям

Этот тезис подтвердили представители нескольких аграрных корпораций.

Они не понаслышке знакомы с капиталоемкими IT-решениям мировых вендоров, но слово «стартап» для большинства из них ни о чем не говорит. Сейчас, во время падения мировых цен на продовольствие и небывалого изменения климата, вопрос о технологических инновациях вызывает у агробизнеса скуку.

Дело в том, что вопреки впечатляющим объемам экспорта, агробизнес в Украине переживает далеко не лучшие времена. Уже три года подряд снижаются цены на аграрные товары. Котировки мировых бирж снизились с пика 2012-2013 годов в среднем на 37%. Кукуруза упала в цене на 48%, пшеница — на 37%, соя — на 40%.

«Меняется климат. Если суммарная температура и осадки остаются на одном уровне, то количество и диапазоны экстремальных перепадов температуры увеличились. Те зоны земледелия, которые были пригодны для кукурузы, сегодня уже непригодны», — рассказывает вице-президент AgroGeneration Сергей Булавин.

Впрочем, эти вызовы не ставят крест на будущем агробизнеса, а делают его сильнее. Неэффективные компании уйдут с рынка, а остальные перейдут к интенсивному производству и точному земледелию — как в западных странах.

Такой подход невозможен без внедрения новых технологий, но в условиях текущего кризиса ликвидности бизнесу не по карману капиталоемкие инвестиций в IT. Как раз на этом и могут сыграть стартапы.

«Стартапы могут предложить решения для мониторинга полей с возможностью протоколирования посещений полей агрономами. Такие решения вполне могут идти на уровне стартапов. Более того, многие аграрные компании сами их разрабатывают», — подсказывает свободные ниши для стартапов Булавин.

Он считает, что украинский агросектор — большое поле для IT-предпринимателей.

С ним согласен директор агробизнеса Kernel Евгений Осипов. Эта компания не жалеет денег на технологии. Для них техника с применением автопилотов и систем автоматизированного контроля — неотъемлемая часть бизнеса. Однако даже у нее не иссякает запрос на технологии, которые пока некому предложить.

«Велика потребность в прогнозе на целый сезон. Есть интерес в мониторинге влажности почвы в большом диапазоне. Для планирования обработки почвы нужно понимать плотность на разной глубине. Сегодня используем ручной пенетрометр. Ищем вариант автоматизированного решения», — говорит Осипов.

Понять и подружиться

Агросектор и IT-отрасль в Украине имеют большой потенциал. В то же время между собой эти отрасли пока не дружат, констатируют в компании Syngenta, которая производит и продает средства защиты для семян и растений.

«У современного агрария множество проблем, решить которые можно при помощи информационных технологий. Зачастую представители IT не понимают этих нужд, а участники аграрного рынка не знают, какие решения и технологии уже существуют и как их можно применить», — резюмируют в Syngenta.

Все про: IT, IT-технології, агросектор

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.