фoтo: jewish-museum.ru
«Кoридoры. Сeмь мирoв Высoцкoгo» – пeрвaя экспoзиция в Eврeйскoм музee и цeнтрe тoлeрaнтнoсти, кoтoрaя oткрывaeт сeрию, пoсвящeнную знaмeнитым дeятeлям культуры eврeйскoгo прoисxoждeния. Слoвa сaмoгo Высoцкoгo пoдтвeрждaют eгo рoдoслoвную:
«В Римe жили eврeи Высoцкиe
Нeизвeстныe в высшиx кругax».
Xудoжeствeннaя инстaлляция пoзвoлит узнaть вaжныe этaпы биoгрaфии знaмeнитoгo пoэтa и музыкaнтa. Семь коридоров, иными словами, семь миров Высоцкого – это иллюстрация текстов его песен из разных периодов жизни.
Над проектом работали по большей части люди кино, что, безусловно, оставило свой след. «Саундтрек» для каждого коридора, артефакты, соотвествующие разным эпохам, – все это словно сцена из фильма. Автор идеи – режиссёр Ян Визинберг. Художником-постановщиком экспозиции выступает Андрей Понкратов, который работал над фильмами «Нелюбовь», «Левиафан», «Елена» Андрея Звягинцева, а также «Лето» Кирилла Серебренникова. Художник по свету – кинооператор Владислав Опельянц, известный по фильмам «Заложники» Резо Гигинеишвили и «12» Никиты Михалкова.
Экспозиция несомненно впечатлит поклонников творчества Высоцкого и не оставит равнодушными тех, кто ранее не сталкивался с его наследием. Посетителям дается возможность не только узнать интересные факты из биографии артиста, но и с музыкой в ушах прогуляться по коридорам, олицетворяющим отдельные периоды в его жизни и творчестве. Абсолютно все можно трогать, заглядывать в шкафы, фотографировать. В проекте задействовано около двух тысяч предметов реквизита, которые на протяжении полугода собирались в семи городах России.
В каждом зале за защитными стеклами висят подлинные черновики поэта и музыканта, которые были предоставлены государственными архивами, а также «Домом Высоцкого на Таганке». Местами неразборчивый почерк, немного пожелтевшая от времени бумага заставляют почувствовать себя частью мира Высоцкого, «дотронуться» до его эпохи.
«Только не думайте, что это обычная выставка про Марину Влади, Таганку и Мерседес» – так описал экспозицию Ян Визинберг. И слово своего руководителя команда сдержала. Они постарались задействовать все наше внимание, чтобы мы полностью окунулись в атмосферу советской эпохи.
Посетители могут рассмотреть семь комнат — семь миров Высоцкого: коммунальную квартиру, прифронтовой окоп, подворотню, тюрьму, советскую пивную, психбольницу и мертвый дом. Во время этого “путешествия во времени” зрители испытывают самые разные эмоции. В коммуналке удивляются тому, что на столах лежат настоящие пищевые продукты, а не их восковые подобия. В пивной смущаются сырости от застывшей на асфальте жидкости и шугаются пьяных мужчины, которые еле держатся на ногах, опустошенных ими стаканов и окурков. А в мертвом доме невольно ужасаются: на столе – гроб с трупом внутри, а некто в форме доктора через трубку высасывает кровь из мертвеца.
«Коммуналка» – так коротко и ясно описано первое пространство выставки. Это самый длинный коридор, состоящий из прихожей и кухни. Черный стенд на русском и английском языках помогает погрузиться в среду. Большое количество посуды, расставленной сверху от ржавых раковин, недоеденная еда на тарелках, старые табуретки – эти многочисленные детали цепляют взгляд, а подходящая музыка в ушах переносит нас в историю.
– Мне ближе всего, наверное, первый коридор, который олицетворяет советскую коммуналку, – описывает свои ощущения пожилая посетительница. – Я сама когда-то давно жила в коммунальной квартире и прекрасно знаю, каково это.
Песня «Мы вращаем Землю» играет в наушниках и переносит в атмосферу второго зала. «Окоп» – так называется комната, посвященная войне. Уже на входе ощущается некий дискомфорт. Натыкаемся на манекенов, изображающих раненых солдат; на листовки и письма, валяющиеся в пыли и пепле. В творчестве Высоцкого война занимает особое место, так как сам поэт в юности проводил время с фронтовиками, общался с ними о нелегком времени. Посетители имеют возможность узнать интересный факт: отец Высоцкого служил под Берлином, где и сам сын смог увидеть последствия одной из самых страшных событий в мире.
Многих детей война лишила отцов, что не могло не сказаться на образе их жизни. Отсутствие контроля и нищета озлобляли их и часто толкали на кражи и грабежи. Высоцкий же, будучи ребенком из обеспеченной семьи, умел с легкостью находить общий язык с ровесниками из неблагополучных семей. Этот период жизни Владимира Семеновича нашёл отражение в песнях, посвященных его дворовому детству.
И тут тюрьму. Пустой коридор. Но подняв голову, мы видим решетку с заключенным. Незнакомым с биографией Высоцкого может показаться, что он описывает в песнях то, что видел своими глазами. Однако это не так. Тюремная романтика увлекла его в 1950-е годы, когда после смерти Сталина сотни тысяч заключенных были амнистированы, и тюремный жаргон, блатная лирика распространились в массах.
Со слов из песни «Что за дом притих?» мы проходим в последнюю, пожалуй, самую мрачную комнату, кульминацию всей выставки – «Мертвый дом». Для создания этого зала, по словам Яна Визинберга, разобрали старый дом в Беларуси, бревна которого привезли в Москву. «Мертвый дом» – олицетворение последних лет жизни Высоцкого, брежневская эпоха. Депрессия, алкоголь, медицинские препараты – все это влияет на песни музыканта, придавая им мрачные тона. Больше всего страшит большой гроб на столе посередине комнаты – с мертвецом, у которого вместо головы гитара. Тело сделано из металлической конструкции, поверх которой накинута одежда. Возле гроба заседает генерал, вместо лица мясорубка. На столе медицинские инструменты, стаканы, наполненные кровью. Кровью мертвеца, откачанной через тонкую трубку. Вот на такой ударной ноте заканчивается проникновенная выставка, которая помогает понять лучше не только Владимира Высоцкого, но и эпоху, в которой он жил и творил.